16 октября, 2013
RSSПечать
Народные дружины: за и против

Законопроект об участии граждан в охране общественного порядка обсуждали участники слушаний 16 октября.
Как отметил заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб, это один из самых долгожданных проектов на федеральном уровне. «Почти в 60 субъектах уже есть региональные нормативные правовые документы о народных дружинах. Примерно полмиллиона граждан с учетом казачества уже задействованы в охране окружающего порядка», — сообщил замсекретаря. По его словам, последние события в Западном Бирюлево также актуализируют принятие данного законопроекта.
Гриб уверен, что в документе необходимо четко прописать полномочия, ответственность, гарантии тех граждан, которые будут входить в дружины. «Мотивация для наших граждан необходима. Может быть, например, в виде отпуска в три дня в месяц или льготы на городской транспорт», — предложил член ОП. Для этого необходимо внести изменения в бюджетное, трудовое законодательство, в закон о местном самоуправлении.
Член ОП Дмитрий Галочкин подчеркнул, что участие граждан в охране общественного порядка в первую очередь повысит правовую культуру самих граждан. Кроме того, дружины окажут посильную помощь правоохранительным органам, поскольку полицейских для патрулирования не хватает.
«В том же Бирюлево в сутки могут выставить только два экипажа, а в районе 25 000 домов, проживает 80 000 граждан. Если сразу в нескольких местах что-то произошло, полиция просто физически не успеет. Поэтому дружины нужны», — считает Галочкин. Что касается статей законопроекта, то, по мнению члена ОП, в федеральном законе не следует закреплять отдельную норму о казачьих дружинах.
Представитель МВД — начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Алексей Кожевин также поддерживает введение законопроекта. «Сам закон очень нужен, прежде всего, не только полиции, но и государству», — сказал он. — Институт народных дружин в СССР оправдал себя, они эффективно взаимодействовали с советской милицией«, — добавил он.
Член ОП, эксперт по законодательству в сфере НКО Дарья Милославская, не затрагивая тему общественной безопасности, отметила, что проект закона не соотносится с действующим законодательством.
«Народные дружины будут создаваться в виде общественных объединений, но тогда должны быть поправки в закон об общественных объединениях», — пояснила Милославская. Кроме того, путаница может возникнуть и с понятием «добровольцы», как во время принятия закона об Олимпиаде, считает эксперт.
Начальник штаба Московской городской дружины Владимир Семерда попросил исключить из законопроекта положение о возможности создания народных дружин без образования юридического лица. Если дружины будут создаваться без образования юрлица, госорганы и органы местного самоуправления не смогут ими руководить и предоставлять им материальное обеспечение.
«Единственная льгота для московских дружинников — это бесплатный проезд в метро. Если отобрать льготу, никто на дежурство не пойдет, ни один», — сказал он.
Бурную дискуссию у участников слушаний вызвал вопрос о том, нужно ли дружинникам оружие.
По мнению Владислава Гриба, дружинники могут применять оружие, купленное за свой счет, исключительно в целях самообороны. Он уточнил, что подразумевает разрешенное для продажи оружие самообороны — газовые и травматические пистолеты, электрошокеры. «Но никаких дополнительных прав», — подчеркнул член ОП.
Несколько экспертов озвучили предложение о том, чтобы у дружинников были наручники и электрошокеры, либо была возможность ходить с собакой.
Замсекретаря ОП также предложил прописать в поправках обязанность кандидатов в дружинники проходить курс правовой подготовки (изучение законов о применении силы, оружия, Уголовного кодекса) и сдавать экзамен или тест, либо проходить собеседование.
По итогам слушаний будет подготовлена общественная экспертиза законопроекта.
«От имени членов Общественной палаты хочу сказать, что мы поддерживаем этот законопроект всячески», — сказал Владислав Гриб.
Однако председатель Комиссии ОП по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе в комментарии пресс-службе ОП заявил, что он категорически против данного законопроекта.
«Кто пойдет, прежде всего, в добровольные народные дружины? Отцы семейств, люди, у которых есть дело в жизни, вряд ли пойдут. Для этого у них просто нет времени. И нет желания ходить по улицам. Да, они готовы защищать свои семьи, готовы защищать свои дома, дворы, но ходить регулярно по улицам и отлавливать каких-то незаконопослушных граждан они не будут. У них есть другие дела в этой жизни», — считает глава Комиссии
«Но кто пойдет гарантированно? Пойдут молодые люди, агрессивно настроенные, пойдут именно с тем, чтобы зачищать инородцев. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что первыми дисциплинированно, организованно, просто повзводно в добровольные народные дружины будут записываться те самые погромные элементы, которые сейчас буянили в Бирюлево», — уверен член ОП.
«Они получат удостоверения дружинников и дальше будут заниматься тем же самым, но только от имени государства, — добавил он. — Эти люди, как правило, бесконтрольны. Они очень опасны», — подчеркнул Сванидзе.
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям