RSS Eng

02 апреля, 2013

RSS

Печать

Особенности общения с миром

Особенности общения с миром

Ежегодно в России появляется на свет все больше детей с нарушениями аутистического спектра (РАС), попросту называемых аутистами. По оценкам некоторых экспертов, каждый 50-й ребенок имеет подобные нарушения. Но сколько таких детей, точно не может сказать никто — диапазон особенностей и состояний развития детей, имеющих нарушения аутистического спектра, настолько широк, что далеко не всегда ставится верный диагноз. Достоверный статистический учет детей с аутизмом в России также не ведется.

«Люди с нарушениями аутистического спектра имеют специфические потребности, зачастую, им не легко приспособиться к жизни в нашем обществе. Но вместе с тем, это талантливые и умственно развитые люди, некоторые из которых при своевременной и профессиональной помощи даже опережают в каких-то сферах своих здоровых сверстников», — заявила председатель Комиссии ОП по соцполитике Елена Тополева.

По самым скромным оценкам экспертов, сегодня нарушениями аутистического спектра страдают не менее 250-300 тысяч детей. Между тем, в России отсутствуют методики оказания комплексной помощи таким детям и их семьям. Как отмечали на слушаниях родители детей с РАС, воспитание ребенка требует от них полностью оставить работу, поскольку в стране лишь несколько специализированных детских садов и школ для детей-аутистов. Между тем, инклюзивное образование для большинства аутистов не подходит в силу особенностей заболевания.

К счастью, в новом законе «Об образовании» появилось упоминание об аутизме. Это заболевание включено в перечень нарушений развития, при которых допускается создание специальных образовательных учреждений. Однако, документов, определяющих условия открытия специализированных школ и официальных программ обучения детей с РАС до сих пор не существует.

Еще одна проблема — диагностика. Как отмечают эксперты, если диагностировать аутизм в течение первого года жизни ребенка и тут же приступить к профессиональной коррекции заболевания, то в будущем человек имеет шанс жить полноценной жизнью. Но в России не проводится соответствующих скрининговых обследований детей, и в результате болезнь выявляется, как правило, только в 4-5 лет.

Зачастую,
в своих заключениях психологи, педагоги и медики, вместо РАС, ставят ребенку другие диагнозы: умственная отсталость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, психопатоподобный синдром и другие. Происходит это, отчасти, потому, что в России по пальцам можно пересчитать квалифицированных психологов и дефектологов, которые бы хорошо разбирались в особенностях диагностики и коррекции нарушений аутистического спектра.

В Общественной палате подготовили рекомендации, призванные создать в России комплексную систему диагностики и помощи детям с РАС. В частности, в ОП предлагают создать региональные центры для работы с аутистами, а также специальные группы для детей с РАС в дошкольных образовательных учреждениях. Кроме того, предлагается создать условия для профессионального обучения людей с нарушениями аутистического спектра, а также наладить раннюю диагностику данного заболевания в медицинских и образовательных учреждениях.

Общественники намерены обратиться в правительство с просьбой создать межведомственную рабочую группу по вопросам развития системы помощи людям с РАС, в состав которой должны войти представители Минобрнауки, Минздрава, Минтрудсоцзащиты, медики, психологи, коррекционные педагоги, а также представители профильных родительских организаций.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться