RSS Eng

21 января, 2013

RSS

Печать

Контроль по четким правилам

Контроль по четким правилам

21 января в Общественной палате обсуждали, каким должен быть закон об общественном экологическом контроле. В необходимости принятия такого закона не усомнился ни один приглашенный эксперт, поэтому участники дискуссии сосредоточились на принципах концепции будущего документа.

Член ОП Сергей Симак убежден, что закон об общественном экологическом контроле не будет дублировать законопроект «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который недавно обсуждался в Общественной палате и находится сейчас в Государственной Думе.

«Закон „Об основах общественного контроля“ — это рамочный документ, причем, совершенно беззубый. Мы согласились с ним при условии, что будут приняты дополняющие его законы и подзаконные акты. Один из таких законов — об общественном экологическом контроле», — отметил Сергей Симак.

По его словам, будущий закон, во-первых, не должен ухудшать ситуацию. Сегодня на осуществление общественного экологического контроля имеют право как граждане, так и НКО. В будущем документе не следует допускать каких-либо ограничений.

Наоборот, закон должен расширять возможности общественных контролеров. В частности, законом необходимо урегулировать потенциально конфликтные правоотношения, четко разъяснить права и обязанности всех заинтересованных сторон.

Кроме того, законопроект предлагается направить на «создание правовой основы для возникновения и эволюции саморегулируемых социальных процессов». Иными словами, постепенно следует минимизировать роль государства как модератора в сфере отстаивания экологических прав граждан, со временем эта функция должна лечь на плечи гражданского общества.

Сергей Симак убежден, что общественные контролеры в сфере экологии должны быть независимы от власти и бизнеса. «Не следует путать их с внештатными контролерами, которые работают при государственных и муниципальных ведомствах, но не получают зарплату», — подчеркнул эколог.

В законопроекте, по его мнению, должны быть четко прописаны и такие понятия, как общественная экологическая экспертиза, общественное расследование (проверка), общественный экологический мониторинг и общественные слушания. У кого бы то ни было не должно остаться возможности двоякой трактовки данных понятий.

Общественный экологический контроль Симак предлагает разделить на три категории: проверка органов власти и юрлиц на основании информации в СМИ; проверка на основании документов, полученных по запросу; проверка с посещением.

К самим же общественным контролерам, в зависимости от категории осуществляемого ими контроля, будут предъявляться довольно жесткие требования. Среди них: наличие методики осуществления контроля, публикация результатов деятельности в Интернете, аккредитация в установленном порядке, наличие декларации об отсутствии конфликта интересов, отчет об источниках финансирования, наличие системы подготовки экспертов, инспекторов и т.д. По мнению Сергея Симака, соответствие этим требованиям позволит не только отсеять проходимцев, но и создаст базу для профессионализации общественного экологического контроля.

В свою очередь, заместитель Секретаря ОП Владислав Гриб отметил, что «если будет принят закон „Об основах общественного контроля“, то рассмотрение вопроса о создании отдельного законопроекта „Об экологическом контроле“ вполне вероятно». По его словам, спецификация общественного контроля в сфере экологии имеет два значения: повышение гражданской активности на местах и дальнейшая разработка регионального законодательства в области защиты экологических прав.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться