RSS Eng

03 января, 2013

RSS

Печать

Что было, что будет, чем сердце успокоится

Что было, что будет, чем сердце успокоится

«ОП сыграла ключевую роль в публичном обсуждении поправок к законопроекту „Об образовании“», — заявил, подводя итоги деятельности комиссии Ярослав Кузьминов. На его взгляд, «такой закон будет способствовать модернизации системы образования. И уже сегодня отвечает на ряд вопросов, которые были у общества к образованию».

«При обсуждении проекта федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ в 2010-2012 годах было получено и обработано почти 23 тысяч замечаний и предложений. Свое мнение на различных площадках высказывали эксперты и заинтересованные граждане», — отметил член ОП.

Ярослав Кузьминов отметил, что ОП три раза восстанавливала поправку в законопроект «Об образовании», которая таинственным образом исчезала из текста документа. «Она запрещает педагогам заниматься репетиторством со своими учащимися на платной основе», — прокомментировал процесс работы над законопроектом председатель Комиссии по развитию образования.

«Основываясь на замечаниях представителей гражданского общества, Общественная палата в ноябре 2012 проработала около 200 поправок в законопроект, на их основе вынесла более 20 новых предложений», — констатировал Кузьминов.

Он особо отметил расширение прав родителей и учащихся на получение информации о деятельности учебных заведений, введение независимой аттестации выпускников вузов и другие.

«Мы настояли на введении минимального порога для абитуриентов при поступлении. Сегодня это примерно 55 балов по профильному предмету», — отметил Ярослав Кузьминов.

«Наряду с этим и есть нереализованные проблемы. Во-первых, это проблема слабых школ. Сегодня отсутствует государственная политика в отношении таких образовательных учреждений. Мы считаем, что нужно выделять гранты на поддержку слабых школ. Кроме того, особого внимания заслуживает ситуация с гимназиями и „продвинутыми“ школами. Никто не против таких учебных заведений, однако, общество озабочено тем, что там чаще всего учатся не самые талантливые дети, а самые знакомые и самые богатые», — считает Кузьминов.

«Мне кажется, что Палата должна выступить с инициативой по данному вопросу и постараться урегулироваться эти виды школ», — дополнил Кузьминов.

Ярослав Кузьминов отметил, что в 2012 году институт общественных наблюдателей работал активнее, чем в прошлом: если в 2011 году 10 регионов включились в мониторинг процедуры ЕГЭ, то в 2012 — их уже 34.

«Общественной палатой впервые организовано дистанционное обучение общественных наблюдателей, чтобы помочь преодолеть формальный подход к формированию корпуса общественных наблюдателей и экспертов. Проведенное контрольное обучение показало его высокую эффективность и востребованность именно в дистанционном формате (без отрыва от работы в удобное для учащегося время)», — заметил председатель Комиссии ОП РФ по развитию образования.

«Сфера высшего профессионального образования также становится более открытой и доступной общественному контролю и оценке», — считает Кузьминов.

«В 2012 году широкий общественный резонанс получили итоги рейтингования вузов России по признакам неэффективности.. В рамках совместного проекта „Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию“, выполненного по заказу Общественной палаты РФ, был проведен мониторинг качества приема в вузы России. По сравнению с 2011 годом, качество приема в российские вузы улучшилось — „зеленая зона“ (где средний балл зачисленных выше 70) — по многим направлениям подготовки увеличилась. Стало меньше вузов и направлений, где качество приема вызывает сомнения», — считает ректор ВШЭ.

«Элитным сектором российского образования в 2012 году стали медицинские вузы: средний балл ЕГЭ абитуриентов — 75. Лидерство потеряли социально-экономические вузы, что свидетельствует об изменениях в спросе на высшее образование», — констатировал глава Комиссии по развития образования.

«Долгое время проблемными в плане качества приема были педагогические вузы — туда шли в основном троечники, теперь же ситуация начала меняться. Средний балл абитуриентов педвузов — 61. Но педагогическая карьера, по-прежнему, не привлекает отличников — их зачислено около 5-6%», — рассказал Кузьминов.

«Сформировалась группа технических вузов, где средний балл абитуриентов превышает 70, — таких университетов 11, а два года назад их было только 4. Еще нескольким вузам не хватает 2-3 баллов до лидирующей группы. Однако тяжелая ситуация сохраняется при приеме в вузы по специальностям в таких областях, как технология легкой промышленности, сельское и рыбное хозяйство, машиностроение, лесное дело, вооружение. В них больше половины приема — абитуриенты, имеющие тройку по профильным предметам», — добавил член ОП.

«Также в этом году Общественная палата выдвинула ряд предложений, направленных на обеспечение светского характера образования, которые были учтены в ходе законотворческой работы. В частности, предложение исключить аккредитацию образовательных программ в религиозных организациях нашло отражение в поправках к тексту законопроекта „Об образовании в Российской Федерации“, подготовленных для рассмотрения Государственной Думой во втором чтении», — дополнил Кузьминов.

«В 2012 году Комиссией Общественной Палаты по развитию образования инициировано проведение соответствующего исследования и разработаны предложения по формированию национальной стратегии выравнивания шансов детей на качественное образование», — отметил Ярослав Кузьминов.

«Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективной системой образования является та система, в которой обеспечивается высокий уровень образовательных результатов во всех школах, независимо от места их расположения и контингента, а эффективной школой — школа, которая обеспечивает образовательную успешность и повышает жизненные шансы каждого ученика, независимо от индивидуальных стартовых возможностей и семейного контекста», — уверен Ярослав Кузьминов.

«Текущий год показал, что различные группы гражданского общества все активнее участвуют в обсуждении изменений в сфере образования, предлагают и корректируют механизмы принятия и реализации важнейших государственных решений», — заявил Кузьминов.

«Подводя итоги 2012 года, особенно хочу отметить, что сегодня расширяется круг вопросов образования, которым общественность уделяет внимание, общественные обсуждения формируют актуальную повестку дня образовательной политики, различные площадки образования с растущим компонентом общественного управления становятся действенными институтами гражданского общества, а Общественная палата РФ по-прежнему выполняет роль дискуссионной площадки, готовой продвигать решения, направленные на модернизацию системы образования и защиту прав граждан в сфере образования», — заключил председатель Комиссии по развитию образования Ярослав Кузьминов.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться