28 сентября, 2012
RSSПечать
Экологи — за особый контроль

России нужен отдельный закон об общественном экологическом контроле. В этом убежден заместитель Секретаря Общественной палаты Владислав Гриб, который 27 сентября открывал слушания в ОП по данной тематике.
«У экологических вопросов есть своя специфика, поэтому нам следует разработать специализированный закон об общественном контроле в сфере защиты окружающей среды и здоровья человека», — заявил Владислав Гриб. По его словам, проблемы, связанные с экологией, вышли в российских регионах на второе место по значимости для граждан после темы ЖКХ.
В необходимости расширения возможностей общественного экологического контроля уверен и член Общественной палаты Сергей Симак, который отметил, что после того, как экологический надзор был изъят из компетенции органов местного самоуправления, ситуация значительно ухудшилась.
«Государственный экологический контроль сегодня по ряду причин недееспособен, — считает Симак. — Например, на всю Самарскую область с ее трехмиллионным населением экологическим контролем в госведомствах занимается всего 29 специалистов». В результате, по оценкам члена ОП, латентность экологических нарушений стремится к 99%.
Сергей Симак уверен, что общественный экологический контроль гораздо эффективнее государственного, поскольку требует гораздо меньше затрат. «Мы подсчитали, что себестоимость одного выявленного общественниками нарушения в 29 раз ниже», — утверждает эколог. Помимо прочего, общественные контролеры, по словам Симака, не берут взяток и действуют прозрачно.
Между тем, член Общественной палаты подчеркнул, что общественный экологический контроль неэффективен без взаимодействия общественников с властью. «Мы можем только выявлять нарушения и обращать на них внимание соответствующих органов. Пресекать же их и применять меры воздействия на нарушителей могут только власти», — пояснил эксперт. Однако, по его словам, ни общественники, ни власть пока не умеют в полной мере взаимодействовать друг с другом.
Среди прочих проблем общественного экологического контроля: отсутствие законодательных механизмов защиты общественных контролеров, которые иногда подвергают свои жизни опасности; отсутствие собственной лабораторной базы, которая существенно бы снизила стоимость проведения необходимых исследований.
Кроме того, существенно осложнил работу общественников и
«Если предупредить предпринимателя за две недели о предстоящей проверке, то, разумеется, все нарушения будут скрыты до прихода проверяющих», — объяснил Сергей Симак.