RSS Eng

25 ма€, 2011

RSS

ѕечать

—оздать в –оссии культуру запретов

—оздать в –оссии культуру запретов

√лава комиссии по развитию гражданского общества »осиф ƒискин считает необходимым разработать правила, чтобы произведени€ искусства не оскорбл€ли общественной морали. ќб этом он за€вил, выступа€ на заседании  луба ќбщественной палаты на тему: «»скусство и общество: культура сосуществовани€».

«” нас сейчас попутаны пространственные законы сосуществовани€ искусства и общества, — считает ƒискин. — ќбщество стабилизируетс€, устанавливаютс€ определенные этические представлени€, и в них не укладываютс€ определенные виды современного искусства».

–ечь шла о скандально известной премии в области современного искусства «»нноваци€», котора€ досталась арт-группе «¬ойна», а также об объ€влении режиссера Ћарса фон “риера персоной-нон грата на  аннском фестивале за его высказывани€ о симпати€х √итлеру. ќбсуждалась и выставка «ќсторожно, религи€!», также вызвавша€ в свое врем€ немало споров, и фильм «—волочи», которому ¬ладимир ћеньшов отказалс€ вручать кинонаграду...

»осиф ƒискин считает, что необходимо вырабатывать правила, чтобы, если произведение современного искусства может оскорбить общественную мораль, граждане были заранее об этом предупреждены, а государство не тратило бюджет на такие творени€.

« ультура вообще не может быть инновационной, она по своей природе консервативна», — считает культуролог  ирилл –азлогов. ќн разделил искусство на две категории: традиционное, которое видит своей задачей сохранение культурных норм и ценностей, а потому €вл€етс€ консервативным, и инновационное, открывающее новые направлени€, но при этом противоречащее стабильности и традиционной культуре. «Ёто тоненький слой, — считает –азлогов, — такое искусство вызывает болезненные реакции, вплоть до судебных решений, но со временем кто-то из этих авангардистов будет признан классиком, только сегодн€ очень непросто угадать, кто это будет».

¬ ответ »осиф ƒискин за€вил, что не приветствует попытки выдать арт-хаусное кино за €вление культуры, на что  ирилл –азлогов с огорчением констатировал, что современна€ культура «базируетс€ на радио „шансон“ и лагерной романтике».

«аместитель министра культуры јндрей Ѕусыгин, говор€ о взаимоотношени€х культуры и общества, обратил внимание присутствующих на то, что общество по своему составу неоднородно. «≈сть творческие союзы, а есть неформальные объединени€, — отметил заместитель министра. — јктуальное искусство провокативно по своей природе».

ѕри этом Ѕусыгин рассказал, как был отклонен сценарий о борделе, €кобы существовавшем в ћурманске во врем€ ¬еликой ќтечественной войны дл€ иностранных мор€ков. «ћожет быть, автор „так видит“, — прокомментировал это решение Ѕусыгин, — Ќо нужно понимать, что такого просто быть не могло, это не ложитс€ в канву времени».

√овор€ о премии «»нноваци€», чиновник уточнил, что именно эта преми€ была оплачена не за счет бюджета, а ќбщественную палату обвинил в несовременном подходе. «¬ы возмущаетесь, „как допустили награждение?“, но никто ничего не говорит о самой группе „¬ойна“, о ее произведении, за которое была вручена преми€», — отметил Ѕусыгин. ѕо его мнению, цензуры в культурном пространстве –оссии нет. ƒл€ того, чтобы в этом убедитьс€, достаточно включить первый канал телевидени€. ѕри этом заместитель министра посетовал, что нет толстых журналов и нет людей, которые бы их читали. «Ћюдей надо воспитывать», — подытожил чиновник.

„лен ќбщественной палаты —ергей јбрамов говорил о терминах и формулировках, полага€, что именно в этом кроетс€ главна€ проблема сосуществовани€ культуры, искусства и общества. ќн также отметил, что ќбщественна€ палата об€зательно сделает экспертизу ««акона о культуре».

«Ётот разговор не имеет окончани€, — считает известный кинорежиссер ¬ладимир ћеньшов. — Ќаше общество находитс€ в гигантском мутационном процессе, который едва перевалил за середину. ѕока сложно сказать, во что он выльетс€, и не погибнем ли мы при этом». ћеньшов вспомнил ¬ан √ога и ћодиль€ни, по€снив, что в истории нередко позже признаетс€ великим то, что не признавалось современниками. «¬ современном обществе случилась перенасыщенность творческими людьми, — отметил режиссер. — «а€вить о себе, выделитьс€ из массы, котора€ желает войти в искусство, возможно только через скандал, эпатаж». ћеньшов напомнил, что все это уже было: и желта€ кофта ћа€ковского, и новые формы поэзии. «—ейчас просто все гораздо сложнее, отсюда и мат в литературе, и голые на сцене театра», — размышл€л ћеньшов.

ќн также высказал свою точку зрени€ на выделение в бюджете средств на «авторское кино». «ѕолучаетс€, вы нам денег не вернете, зрителей у вас не будет, но мы вам дадим средства на самореализацию, — недоумевал режиссер. — да им тогда конца и краю не будет!». ѕо мнению ћеньшова, только квалифицированный зритель может впоследствии сделать вывод о том, что есть авторское кино.

ќн также коснулс€ «культуры запретов»: по мнению ћеньшова росси€не еще не доросли до запретов. «Ћюбой запрет будет восприн€т как цензура, как возвращение в 37-й год, — считает режиссер, — хот€ на демократическом «ападе существует цела€ культура запретов на все и про все». ћеньшов выразил свое мнение относительно гл€нцевых журналов, которые плат€т большие деньги за откровенные рассказы о жизни известных людей, и посетовал, что подобные журналы нельз€ закрыть. «ƒл€ этих самое важное — чтобы подн€лс€ скандал, шум, а если его не будет — все, тема закрыта. Ќо есть категори€ „вре숓 и есть категори€ „народ“, и вот они-то и отберут самые главные и ценные вещи», — полагает ¬ладимир ћеньшов.

ёрист Ќаталь€ Ўал€гина, в свое врем€ защитивша€ диссертацию об управлении в области культуры, считает, что об€занность государства — таким образом финансировать культуру, чтобы это было в интересах общества «так, как на данном этапе общество эти интересы понимает». ќна также поделилась своими соображени€ми о том, каким образом можно определить желаемые дл€ общества направлени€ де€тельности культуры, и обратила внимание на то, что за потраченные средства государство об€зано отчитыватьс€. ѕри этом Ўал€гина отметила, что форма дискуссий на эту тему должна быть «без дешевого террора: за цензуру, против цензуры!».

ѕодытожив дискуссию, »осиф ƒискин предложил участникам продолжить борьбу «за чистоту жанров» и разграничить пространство между инновационным искусством, которое, может быть, надо поддержать, и традиционными культурными ценност€ми общества.

ѕресс-служба ќбщественной палаты –‘

ѕресс-служба ќбщественной палаты –‘

ќставьте свой комментарий

„тобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироватьс€

 алендарь событий

предыдущий мес€ц следующий мес€ц  
 

¬ход

¬ойти на этот сайт вы можете, использу€ свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. ¬ыберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

¬ойти под профилем ¬контакте

¬ойти

¬нимание!

√олосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироватьс€