15 декабря, 2006
RSSПечать
Открытое письмо членов Общественной палаты президенту РСПП А.Н. Шохину
Уважаемый Александр Николаевич!
В связи со сложившейся ситуацией в реформе технического регулирования вынуждены обратиться к Вам с открытым письмом.Реформа технического регулирования задумывалась как система упорядочивания стандартизации в России, приспособления ее к рыночным отношениям, система защитных мер при вступлении России в ВТО, а также была необходима в связи с тем, что при переходе от плановой, социалистической к рыночной экономике система стандартизации в старом виде не действует. Реформа технического регулирования легла на поле российского законодательства, поэтому ее нормы являются специфическими, однако, удовлетворяют мировым и европейским подходам к техническому законодательству.
Начало реформы, принятие закона «О техническом регулировании» стало возможным только благодаря политической воле Президента России. В противном случае контролирующие ведомства, которые с принятием закона «О техническом регулировании» потеряли большую часть коррупционного контроля над бизнесом, не позволили бы принять закон. Поправки в закон, которые сегодня обсуждаются и, якобы, будут приняты, продиктованы этими ведомствами.
Попытаемся проиллюстрировать это на 2-3 примерах.
В статье 1 «Область распространения закона» поправки исключают из действия закона «процессы производства» как самостоятельную часть стандартизации. Это значит, что государственные отраслевые стандарты не только в этой части, не только в области безопасности, но и во всех остальных вопросах, в том числе в области «особенностей конструкции», продолжают оставаться обязательными без каких-либо корректировок, а требования формируются контролирующими ведомствами. Суда же входят и требования по технике безопасности, которые тоже формируются как обязательные и тоже контролирующими ведомствами. Поэтому пункт 3 этой статьи становится вообще бессмысленным.
Исключение исчерпывающего перечня общих технических регламентов и создание их по так называемым «группам продукции» приводит к неопределенности и противоречивости этих самых «групп», что, естественно, вызовет хаос и противоречия в требованиях. Например, группами продукции являются пищевая продукция, различные вида молочной или кефирной продукции. Все зависит от степени дробности, что при неограниченности перечня приведет к хаосу требований.
Это все рассчитано на непринятие общих технических регламентов в принципе. В то же время, введение в действие специальных технических регламентов постановлениями правительства приведет к тому, что будут приниматься перечни требований, которые будут отсылаться к ведомственным актам.
Мы привели только три наиболее явных и наглядных примера из данного законопроекта. Принятие его в целом неминуемо приведет к следующему результату:
1. Вся система стандартизации вернется в старое русло, что в связи с одновременным укреплением вертикали власти резко повысит взяткоемкость всей системы стандартизации, как на стадии принятия норм, так и на стадии контроля за их исполнением.
2. Можно забыть о программе «Доступное жилье», так как бесконечное количество СниПов, принимаемых и разрабатываемых каждым застройщиком в угоду региональному ведомству, приведет только к бесконтрольному удорожанию жилья и закрепит хаос в требованиях по безопасности в строительстве.
3. Обязательный контроль процессов производства в любой сфере ведомственными административными актами увеличит административное давление на бизнес.
4. И, наконец, – при вступлении России в ВТО и снятия барьеров на пути импортной продукции, мы поставим нашего товаропроизводителя в более невыгодное положение по сравнению с зарубежным, так как отечественный товаропроизводитель попадает под постоянный ведомственный контроль с максимальной взяткоемкостью, а зарубежная стандартизация на процесс производства продукта создается бизнесом и только согласовывается с властью.
Вынуждены констатировать, что такая ситуация создалась из-за беспрецедентного сопротивления некоторых людей во властных структурах принятию технических регламентов, - как общих, так и специальных.
Закон «О техническом регулировании» в его современной редакции не создает никаких препятствий ни в одной отрасли для принятия современного технического законодательства. Кроме того, система принятия российских законов позволяет вынести на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ и принять в первых двух чтениях технические регламенты даже с противоречиями закону «О техническом регулировании». При этом параллельно возможно внесение изменений в этот закон.
Для того чтобы разрешить ситуацию, на наш взгляд, необходимо срочно внести в Государственную Думу ФС РФ 5 или 6 уже готовых законопроектов – технических регламентов и на примере их открытого рассмотрения разрешить создавшийся конфликт.
Мы обращаемся к Вам, поскольку считаем, что в сложившейся ситуации необходимо до принятия поправок открыто выработать общую позицию бизнеса по данному вопросу и заявить ее власти, так как мы с Вами наиболее заинтересованы в развитии грамотного современного технического законодательства и несем ответственность за взаимоотношения каждого российского предпринимателя: владельца киоска или олигарха с властью. Считаю необходимым, просить Вас обсудить данный вопрос на Президиуме РСПП с нашим участием и просить Вас до такого обсуждения не принимать вышеуказанных поправок. В противном случае – лучше отменить закон «О техническом регулировании» и забыть об этой реформе, чем вносить те корректировки, которые сегодня навязываются.
Борис Титов, член Комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов, председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Сергей Борисов, член Комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»
Григорий Томчин, член Общественной палаты РФ, председатель подкомиссии по по конкурентоспособности, саморегулируемым организациям и защите прав потребителей, президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий
Оставьте свой комментарий
Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться