RSS Eng

24 апреля, 2006

RSS

Печать

Медиация нужна и перспективна

На прошедшем в четверг, 20 апреля, заседании Комиссии Общественной палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства обсуждение началось с вопроса развития в России института медиации (посредничества) для разрешения экономических споров.

С докладом выступил глава «Центра разрешения корпоративных споров» при РСПП Александр Варварин. Он пояснил, что медиация представляет собой способ урегулирования спора, минуя систему судов с помощью посредника, который оказывает сторонам содействие в проведении переговоров и достижении взаимоприемлемого соглашения по спору.

Однако же этот механизм, получивший широкое распространение за рубежом, в российской практике фактически не используется. А. Варварин привел пример Англии, где только в 1999 году Коммерческий суд отправил 24% дел на внесудебную медиацию, из них 85% окончились реальным примирением сторон с привлечением посредника.

Сегодня в России медиация на законодательном уровне закреплена лишь в трех статьях Арбитражного процессуального кодекса РФ и отдельного закона о посредничестве при разрешении экономических споров не существует. В связи с этим ТПП РФ подготовила проект федерального закона «О примирительной процедуре с участием посредника (посредничестве)», который представляет собой первую попытку комплексного правового регулирования проведения примирительной процедуры с участием посредника.

Мнение участников заседания о том, что построение грамотной и цивилизованной системы негосударственного и внесудебного разрешения споров в нашей стране давно назрело, было вполне единодушным. «Медиация нужна и перспективна, и единственно, что необходимо, это уберечься от возможных негативных влияний данного закона, т.е. монополизации этого направления в бизнесе, вмешательства государства и коррупции в самом медиаторстве», - отметил член Комиссии Общественной палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства Григорий Томчин.

Несмотря на отсутствие твердой законодательной базы, тем не менее, посредничество в отечественной бизнес-сфере все же присутствует и российскую школу конфликтологов можно назвать одной из лучших в мире. А вот признания этой школы сегодня не существует. Многие участники заседания согласились, что середину девяностых годов в России можно назвать «золотым веком медиации».

В заключении обсуждения вопроса об институте медиации в России председатель Комиссии по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства Александр Шохин предложил поддержать инициативу ТПП РФ по принятию законопроекта «О примирительной процедуре с участием посредника (посредничества)», дополнительно передав его на обсуждение бизнес-сообществу в лице членов ТПП, РСПП и «Деловой России». По мнению Александра Шохина, если положения закона будут излишне декларативны, то такой поспешно принятый закон может оказаться даже и вредным.

Второй вопрос повестки дня затрагивал проблемы законодательного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в России.

Выступавшая по этому вопросу заместитель председателя Комиссии вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства Татьяна Алексеева отметила, что несмотря на то, что в течение последних лет в целях стимулирования малого бизнеса на законодательном уровне было предпринято несколько важных шагов, в частности, утверждены условия и порядок предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, упрощен порядок госрегистрации вновь созданных предприятий, сокращен перечень лицензируемых видов деятельности, вместе с тем, анализ динамики развития не позволяет говорить об улучшении ситуации, складывающейся в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Основополагающие документы, каковыми являются ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства, а также государственная программа поддержки малого предпринимательства, до настоящего времени не приняты.

Центральным звеном госрегулирования должен стать ФЗ, определяющий поддержку малого предпринимательства как одно из направлений государственной политики РФ, средство и способ повышения благосостояния населения, формирования среднего слоя общества, являющегося основой стабильного экономического развития РФ.

Общее мнение участников заседания выразил член Комиссии по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства Григорий Томчин: «В юридическом плане не существует различия между малым и средним бизнесом. И я бы не стал их делить. Сегодня мы говорим о бизнесе вообще, ведь большинство проблем малого бизнеса это проблемы любого бизнеса, и многие вопросы, которые решает эта предложенная законодательная инициатива это вопросы любого бизнеса. К сожалению, сегодня персональные вопросы малого бизнеса просто тонут на фоне проблем бизнеса России вообще, хотя наша цель – это всемерное расширение малого бизнеса. Если у нас все предприятия станут предприятиями малого бизнеса, от этого страна только выиграет.

Ведь, например, на Западе крупные компании производство большей части комплектующих отдают очень маленьким, даже семейным компаниям. Скажем, в автомобильной промышленности Америки 90% деталей делается на предприятиях малого бизнеса. А у нас ни одной, потому что это практически запрещено законом».

Следующий вопрос повестки дня - о проекте ФЗ «О саморегулируемых предприятиях». Термин саморегулирование в буквальном смысле означает добровольное наложение на себя каких-то ограничений. В применении к экономической деятельности это понятие развивается и понимается как регулирование деятельности в определенном секторе рынка без вмешательства государства.

В мировой практике известны случаи, когда саморегулирования складывались раньше, чем вмешивалось государство, и в этом случае государство отказывалось от вмешательства в эту сферу, так как саморегулирование доказывало свою большую эффективность. Именно таким образом складывалась система саморегулирования бизнеса США.

В условиях современной России представляется исключительно важным изначально задать правовые рамки объединения предпринимателей в саморегулируемые организации с тем, чтобы обозначить четкие критерии саморегулируемых организаций, их задачи и полномочия, степень ответственности, принципы участия государства в процессе саморегулирования. Это не только механизм ослабления административного давления на рыночные процессы, но и более эффективное и дешевое их регулирование.

Как отметил член Комиссии по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства Григорий Томчин: «Четвертый год идут дебаты вокруг этого законопроекта. И сегодня это не просто рассмотрение текста, это обращение к властям, чтобы проявить политическую волю высшей власти и принять закон «О саморегулируемых предприятиях». Мы понимаем, что сопротивление со стороны всех контролирующих чиновничьих органов будет колоссальное, и если не будет политической воли, то этого закона никогда не будет.

Если обсуждение этого законопроекта во втором чтении будет стоять в плане Госдумы на июнь, то во второй половине мая мы соберем «круглый стол» и пригласим на него представителей власти, и из Правительства и из администрации Президента для всестороннего его обсуждения».

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться