RSS

Блог

  • + 0 -

    23 июля, 2012

    «Двойной удар» по бедности

    Автор: Борис Альтшулер, комментариев нет

    Простейший способ преодоления бедности – создать условия для прямого рыночного контакта массового российского потребителя с массовым российским производителем продуктов и товаров первой необходимости.

    Из Рекомендаций ОПРФ о первоочередных мерах по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»

    На состоявшемся 17 июля с.г. заседании Госсовета Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что лучший и наименее затратный для бюджетов способ решения проблемы бедности – развитие малого и среднего предпринимательства.

    Справедливость такого подхода очевидна. Насыщение рынка продуктами и товарами первой необходимости отечественного производства – это «двойной удар» по бедности: рост доходов за счет развития самозанятости при одновременном снижении розничных цен на самое необходимое. В течение 10 месяцев (февраль-ноябрь 2011 г.) я пытался доказать эту очевидность, работая в Экспертной группе «Сокращение неравенства и преодоление бедности» «Стратегии – 2020». Но не преуспел. В то же время Общественная палата РФ направила в январе 2012 г. соответствующие Рекомендации Правительству РФ.

    1 июня 2012 г. Указом №761 Президент Российской Федерации утвердил «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», среди приоритетов которой и преодоление бедности, имеющей в России «детское лицо». Тем же Указом Правительству РФ было поручено до 1 сентября разработать пакет первоочередных мер по реализации «Национальной стратегии…».

    Исполнителем этого Поручения было назначено Минобрнауки России, куда Комиссия Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан 12 июля с.г. представила «первый транш» разработанных в Общественной палате РФ Рекомендаций. Ниже я привожу раздел этих Рекомендаций, посвященный преодолению бедности детей и семей с детьми.

    I.    Проблемы, требующие безотлагательного решения и допускающие такое решение в кратчайшие сроки и при малозатратности принимаемых мер

    3. Преодоление бедности семей с детьми и недоедания детей из бедных семей

    Направление «Семейная политика детствосбережения»: «Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми» (Глава 4 Раздела II «Национальной стратегии…»)

    «Риск бедности в семьях с двумя детьми составляет около 50 процентов, а с тремя и более - до 80 процентов. Такая ситуация недопустима. Мы должны ее переломить…», - Д.А. Медведев, выступление на заседании Государственного совета 24.04.2012г. «Абсолютно недопустимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности», - В.В. Путин в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», февраль 2012 г.

    Здесь мы затрагиваем только одну сторону проблемы бедности: несоответствие цен на продукты питания первой необходимости финансовым возможностям миллионов семей с детьми. В целом решение проблемы неотделимо от макроэкономической задачи поощрения отечественного производства продуктов и товаров первой необходимости, что приведет к росту доходов при одновременном насыщении рынка, сбивающем цены. Сегодня страну в прямом смысле слова убивает формула розничной цены продуктов питания «20x80» (20% - производителю, 80% - посредникам-сетевикам).

    При этом в России производится достаточное количество продуктов питания, но их производители отделены от массового потребителя посредниками, включая пять крупнейших торговых монополий, несущих прямую ответственность за указанное искусственное завышение цен на продукты питания первой необходимости. А значит, они же несут ответственность за массовое недоедание детей.

    Таким образом, в целях обеспечения продовольственной безопасности семей с детьми предлагается:

    3.1. Учесть в программе развития АПК на 2013-2020 годы предложения  XXIII Съезда Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России АККОР (11.02.2012г.) по развитию производственно-сбытовых сельскохозяйственных кооперативов и кооперативных рынков, а также о внесении изменений в законодательство в части обеспечения доступа к участию в торгах при размещении государственного и муниципального заказа на с/х продукцию преимущественно сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе с/х кооперативов.

    3.2. Создание при органах социальной защиты населения региональных сетей социальных продовольственных магазинов, снабжаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, минуя «сетевиков».

    3.3. Введение для нуждающихся категорий населения «продовольственной электронной карты», дающей право получения либо приобретения продуктов питания на фиксированную месячную сумму.

    3.4. Реализация целевых государственных программ создания региональных и межрегиональных крупно-оптовых и мелкооптовых торгово-закупочных баз (порталов), логистических центров и транспортных путей, в том числе вблизи Москвы и других мегаполисов, - с обеспечением прямого доступа к закупкам на этих базах малого торгового бизнеса, предприятий общественного питания. (Сегодня мегаполисы – в осаде «сетевых» магазинов, торговая точка в которых недоступна для обычного производителя).

    3.5. Внесение изменений в Уголовный Кодекс РФ, устанавливающих, следуя мировому опыту, что картельные ценовые сговоры и монопольные захваты рынков, равно как участие должностных лиц в этих деяниях, являются особо тяжкими уголовными преступлениями.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию