RSS

Блог

  • + 0 -

    06 июня, 2012

    На смерть заложника

    Автор: Константин Михайлов, комментариев нет

    Компания «ГАЛС-Девелопмент» 4 июня представила обществу проект новых интерьеров «Детского мира».Представила не в Общественной палате, как обещала, не в каком-нибудь ученом совете — в фешенебельном отеле, причем презентация плавно перетекла в фуршет. Так у них, у девелоперов, видимо, принято. Но получилось, в общем, органично — как же еще поминки справлять? Сначала речи, потом выпить-закусить.

    Предводитель «ГАЛС-Девелопмента» г-н Калинин, надо отдать ему должное, не стал скрывать правды: внутри «Детского мира» все подчистую разломано. Все, в том числе интерьеры, о сохранении которых с «ГАЛС-Девелопментом», Департаментом культурного наследия Москвы и городскими властями почти два года пытались вести диалог Общественная палата, лучшие государственные эксперты в области культурного наследия, международные организации, занятые сохранением наследия ХХ века, Союз архитекторов, архитектурные критики, «Архнадзор» и т. д. и т. п.

    Девелопер терпеливо слушал, как его призывают и заклинают, но следовал собственным курсом, собственным галсом. И — уж простите фуршетные ассоциации — подобно бессмертному крыловскому персонажу из басни про кота и повара, он слушал да кушал. И скушал-таки все ценные интерьеры до единого — и входной вестибюль, и центральный торговый зал, в просторечии «атриум», и мраморные лестницы, и сводчатые галереи дореволюционного Лубянского пассажа. С Рождественки в проемы стен «Детского мира» видно, как экскаваторы догрызают остатки, а в арках синеет московское небо. И, облизнувшись и переварив, девелопер представил госорганам, общественности и экспертам проект новых интерьеров «Детского мира».

    Расчет практически безошибочный. Поставив Москву перед фактом выпотрошенного до минус первого этажа «Детского мира», девелопер знает, что доходное место в центре столицы пусто не будет. Знает, что госорганы по свойственной им деликатности, а эксперты — по свойственной им ответственности не смогут возопить: «Изыди, сатана!» — и уклониться от какого бы то ни было ответа. И выйдет в конце концов, что новый проект представляется им менее чудовищным, чем предыдущий, а если подправить его так и этак, то с широко закрытыми глазами проект покажется и вовсе похожим на архитектурный. Надо же как-то идти вперед. И при этом все как-то позабудут сказать, что выбор предлагается примерно такой: что поставить на могиле убитого — его портретную статую, пусть и в стиле постмодерн, или огородное чучело?

    И расчет оправдался. Главный архитектор и главный хранитель наследия столицы произнесли над кладбищем интерьеров «Детского мира» жизнеутверждающие вещи — что с этим проектом уже можно работать, что он хорошо впишется в структуру пешеходных пространств Москвы и что пора, наконец, куда-то двигаться. Эксперты назвали содеянное с «Детским миром» своими именами («трагедия» — самое мягкое из них), но сам факт их присутствия на тризне дал основания девелоперу всем рассказывать, что он налаживает с ними диалог.

    А дальше, видимо, диалог продолжится, проект Павла Андреева будет подправлен, и дело завершится желанными семиэтажными и пятизначными квадратными метрами. Конечный продукт, как сообщил мимоходом девелопер, даже и называться уже не будет «Детским миром» — но и это логично: у него теперь нет никаких оснований так называться.

    Два слова о проекте. Мне неизвестно, задавал ли себе Павел Андреев вопрос о том, как выглядит с точки зрения профессиональной этики и общечеловеческой морали ситуация, когда современный архитектор приходит на стройку, где экскаваторы еще не до конца разгребли обломки замечательного творения его предшественника, одного из классиков отечественного зодчества ХХ столетия Алексея Душкина, — и начинает проектировать на этом самом месте, взамен, лучше, чем было...

    Возможно, для наших архитекторов это обычное дело. Возможно, архитектор ответил себе на этот вопрос так: что сломано — сломано до меня, я за то не в ответе. Возможно, как-то иначе — ничто же не помешало Андрееву стать в недавнем прошлом соавтором Бове и Бетанкура в сожженном Манеже или творить в снесенной до фасадной стены усадьбе Римского-Корсакова на Тверском бульваре. Я никому не собираюсь читать мораль, тем более что г-н Павел Андреев в когорте своих коллег-современников ничем в этом плане не выделяется. Одно только замечу: пусть не удивляются лет через 60 потомки никого из этих коллег-современников, когда к их творениям подъедут на экскаваторе галс-девелоперы будущего, зачитают разрешение грядущего Мосгорнаследия и скажут вскользь, что в конструкциях предшественника в бетон подмешаны были тряпки да ватники, кирпичики не той кондиции (именно это г-н Калинин рассказывает сегодня про «Детский мир»), да и архитектор имярек был так себе, на сходе карьеры, более уж ничего не построил... История — дама мстительная.

    Это впрочем, лирика, а вот как девелопер и зодчий ухитрятся называть восстановлением прежних красот семиэтажное пространство, где колонны Душкина, главенствовавшие в прежнем, двухъярусном атриуме «Детского мира», выглядят нелепой подставкой под гигантские пилоны Андреева — это вопрос. Но они и на него ответят, в этом можно не сомневаться. Вспоминая старый анекдот — если бы на Наполеона работали пресс-службы нынешних реконструкторов, мир не то что не узнал бы про Ватерлоо, но был бы до сих пор уверен, что французы наголову разбили там всех супостатов.

    Мы много говорим о девелопере — но элементарная справедливость требует назвать тех, кто полностью разделяет с ним ответственность за гибель интерьеров «Детского мира».

    Это, во-вторых, Департамент культурного наследия Москвы, который выдал в 2011 году официальное разрешение на разборку внутренних конструкций «Детского мира».

    А во-первых, в-последних и в-главных — это новое правительство Москвы, которое, несмотря на многочисленные призывы отечественной и международной общественности, так и не отважилось дополнить предмет охраны объекта культурного наследия теми пунктами (разработанными ведущими экспертами, архитекторами и общественными организациями страны и включавшими, разумеется, все ценные интерьеры), которые были из него вычеркнуты правительством Москвы 2005 года. И то, что в Москве Юрия Лужкова было потенциальной, но гипотетической угрозой, стало горькой реальностью в Москве Сергея Собянина. «Военторг» Залесского, гостиница «Москва» Щусева, «Детский мир» Душкина — в московской архитектурной летописи, увы, отныне и навсегда будут фигурировать в одном траурном разделе — «бессмысленные утраты начала XXI века».

    А что касается девелопера... мы, наверное, должны себя упрекнуть. Мы уговаривали себя, что диалог с ним возможен и небезнадежен. Мы надеялись, что здравый смысл, ответственность за общее достояние и помыслы о собственной репутации возобладают — и не только в девелоперской фирме, но и в государственном банке, чьими кредитами финансируется операция по «приспособлению объекта культурного наследия». Мы понимали, что за закрытыми воротами режимного охраняемого объекта — заложники, стоящие у края пропасти интерьеры «Детского мира». Мы боялись повредить им неосторожным словом или чересчур радикальным требованием. Теперь заложники мертвы, и можно не выбирать выражений.

    Так вот, господа девелоперы и банкиры, мы не будем говорить примирительных речей над могилой погибшего товарища, чтобы сохранить лицо. Мы проиграли битву за «Детский мир». Не только «Архнадзор», проиграли все: честные эксперты, академики, разрабатывавшие нормальный предмет охраны, Москва и москвичи. Наши дети, наконец, которым никогда не увидеть старого доброго «Детского мира».

    Но что бы вам и всем вам подобным неповадно было подобные истории продолжать, мы сделаем все, чтобы вы эту битву не выиграли. Мы сделаем все, чтобы финал трагедии с «Детским миром» был разыгран по всей строгости, по духу и букве закона. Перечитайте, пожалуйста, г-н Калинин, что говорят о реконструкции памятников Градостроительный кодекс и законы об охране культурного наследия. Эти познания очень скоро вам пригодятся.

    Эксперт, 05 июня 2012 г.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию