RSS

Блог

  • + 0 -

    01 февраля, 2012

    Зачем нужен Кодекс этики?

    Автор: Мария Каннабих, комментарии 1

    Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» очерчивает круг полномочий члена ОНК (общественной наблюдательной комиссии за местами принудительного содержания граждан). С юридической точки зрения наблюдателю можно все, что не запрещено данным документом и действующим российским законодательством. Вроде бы, все просто, но практика всегда вносит коррективы.

    Она показала, что некоторые из ситуаций, в которые попадают наблюдатели, в рамки правового поля не укладываются. Например, точно так же, как врач, журналист или следователь, член ОНК периодически получает доступ к конфиденциальной информации. Необдуманное использование таких сведений, часто может нанести необратимый вред заключенным или подследственным. При этом юридические последствия для самого наблюдателя едва ли последуют.

    Отметим, что есть много других способов поставить под удар свою репутацию и репутацию коллег по цеху. За три с небольшим года работы нам приходилось несколько раз сталкиваться с неадекватным поведением отдельных наблюдателей (Слава Богу, хороших людей и специалистов среди нас большинство), но сделать с этим ничего было нельзя, несмотря на всеобщее негодование.

    В прошлом году, вместе с активными представителями ОНК мы пролоббировали важные поправки в закон об общественном контроле. Среди новых положений закона появился Кодекс этики. По нашей затее, это должно стать сводом правил, которые каждый из наблюдателей обязуется добровольно соблюдать (этакая памятка «Что такое хорошо и что такое плохо?»). Впрочем, самое важное, чтобы эти правила были сформулированы самими наблюдателями – никакого «добровольно-принудительно» здесь быть не может!

    Противники Кодекса уже пишут в интернете о том, что его собираются принять для того, чтобы выгонять из ОНК «неугодных».

    Данный документ действительно позволит выводить из состава комиссий лиц, которые, по мнению большинства представителей наблюдательной комиссии региона, систематически выходят за правовые и этические рамки и откровенно злоупотребляют оказанным им общественным доверием. Однако, подчеркнем, что в случае необходимости принимать решение о том, кто мешает работе комиссии и не соблюдает этику наблюдателя, будет каждая отдельно взятая ОНК самостоятельно.

    Как руководитель рабочей группы ОП по взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями за местами принудительного содержания граждан, со своей стороны, подчеркиваю, что мы, по-прежнему не хотим расставаться ни с кем из своих коллег, зарекомендовавших себя в работе. Более того, наблюдателям, как никогда, нужны свежие силы (для того, чтобы решить эту проблему мы пролоббировали изменение закона и теперь в комиссию может входить до 40 человек!).

    С развитием системы общественного контроля, наша работа становится все более заметной и все тягостнее могут быть последствия от преднамеренных и систематических злоупотреблений со стороны членов ОНК.

    За работой наблюдателей внимательно следят сотрудники ведомств, к которым относятся места принудительного содержания. Не секрет, что часто делается это не с целью продуктивного сотрудничества, а с целью найти в работе правозащитников ошибки, зацепившись за которые можно говорить о непрофессионализме и неэффективности контроля.

    Представляете, сколько мудрости, выдержки и корректности нужно наблюдателям? Уверена, что человек, который по-настоящему стремится защитить права заключенных или подследственных никогда без крайней необходимости не станет подливать «масла в огонь» и будет избегать открытого конфликта. Тот, кто по-настоящему хочет помочь, до последнего будет пытаться нащупать компромисс и выстроить диалог с представителями профильных ведомств.

    Из своей практики я знаю, что далеко не всегда позитивного результата можно достигнуть походами «на абордаж». Часто для спасения человека нужно огромное терпение: увы, бумажный пинг-понг оказывается в итоге результативнее, чем необдуманные публичные заявления.

    Конечно, у каждого из правозащитников свой стиль и не я, не Общественная палата не можем навязывать, какую бы то ни было, линию поведения. Повторюсь, что можно, и что нельзя наблюдателям с точки зрения этики должны решить они сами. Для этого мы предлагаем всем членам ОНК ознакомиться с проектом нашего документа и внести свои предложения.

    Итоговый вариант Кодекса, который рассмотрит Совет Общественной палаты, должно одобрить большинство членов ОНК во всех регионах.

    P.S. Читайте наш проект Кодекса. Критикуйте, меняйте и дополняйте его! Мы с благодарностью примем любую информацию.

    Проект Кодекса этики

    Рубрика: Тюрьма

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (1)

  • 02.02.2012 20:03:50

    Тимофеева Нина

    Жалобы невинноосужденных

    Уважаемая Мария Валерьевна! Любой проек теряет смысл, если он не может изменить отношение к невинноосужденным. Если члены ОНК периодически получает доступ к конфиденциальной информации, то почему бы им не принять участия в борьбе за освобождение таких лиц? Один из многих, попавших в пасть несправедливого обвинения, Мамаев Сергей Геннадьевич, москвич, русский, семейный человек. Он обвиненный за групповой разбой на 10 лет строгого режима через два месяца после того, как посетил магазин, принадлежащий гражданам Азербайджана в ЮВАО г. Москвы. Я уже дважды обращалась в Общественную палату с просьбой о помощи Мамаеву С и его семье, но кроме регистрации жалоб, никакого внимания не оказано.

    Ответить

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию