Блог
-
30 мая, 2011
Пути совершенствования межнационального и межрелигиозного диалога
Автор: Альбир Крганов, комментарии 2
Досточтимые участники Высокого Собрания!Хвала Всевышнему Создателю сотворившему нашу земную обитель, даровавшему благо жизни в этом мире, отражающим всю многогранность и многозначность исходных замыслов Его!
Находясь в этом прекрасном уголке нашей страны, позвольте поблагодарить организаторов семинара, Александра Брода и мэрию города Кисловодска, за оказанный теплый прием. Мы надеемся что всероссийская здравница страны - Кисловодск, в будущем станет не только здравницей телесной но и здравницей души с храмами традиционных конфессий. Предложенный проект «Площади согласия» или малого Ирусалима рядом с памятником павшим в ВОВ, посередине православного храма, мечети и синагоги, станет поистине достопримечательностью всего Кавказа и явным примером дружбы народов.
Наш земной мир есть данность, ниспосланная Милостивым Творцом Небесным. И он изначально был поделен на племена и расы, цивилизации и религии, нации и государства. Такова была воля Всевышнего, и мы мусульмане принимаем этот мир как объективную реальность со всеми его объединяющими и разделяющими факторами. Более того, все больше осознавая общность исторических судеб человечества, мы приходим к пониманию того, что просто обречены находить общие точки соприкосновения на почве исповедуемых нами мировоззрений для того, чтобы, вырабатывая общечеловеческие ценности, учиться жить, сохраняя мир во всем многоцветии его культур, национальных и цивилизационных особенностей. Именно потому, выстраивание межнационального и межрелигиозного диалога мы рассматриваем как сознательный императив для достижения возможно большей культурологической открытости, способной уберечь народы от раскола на враждующие лагеря противостояния Востока и Запада.
Хочу особо подчеркнуть, что отличительной чертой исламской веры является то, что она всегда выражала и выражает открытость и готовность к живому как межнациональному, так и межрелигиозному диалогу. Ислам в этом смысле не только отличается толерантностью к тому или иному мировоззренческому суждению, но и активно выступает сторонником проведения целенаправленного, научно объективного обмена мнениями, конструктивно подвигающего мировое сообщество к взаимосближению. Ибо говорится в Священном Коране: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для вас и нас» (3; 64).
И наставляет Всемогущий Господь, Создатель наш:
О люди! От отца и матери я сотворил для жизни вас …
Взошли народы с племенами, чтобы знакомства дух не гас…
Из вас кто самый благородный, кто благочестивее других
Лишь сам Создатель, поселивший миры в познаниях Своих!
(аль-Хужрат, аят 13)
Все мы относимся к единому Роду Адама и Евы и являемся их потомками. Какого бы цвета не была наша кожа, форма лица, каких бы мировоззрений мы не придерживались!
Вот почему так важен для нас доброжелательный диалог, открывающий конструктивный путь к взаимопознанию и взаимосближению. Ибо, благодаря ему, мы приходим к осознанию своего сородства и духовной идентичности.
Мы, мусульмане, воспринимаем существование цивилизационной вариативности как естественное и сбалансированное явление, обогащающее наше земное пребывание, поскольку ясно отдаем себе отчет в том, что оценка современных реалий и требований эпохи должна осуществляться со всех точек зрения, исключающих узкое и одностороннее восприятие процессов мировой общественной жизни. И мы исходим из того, что наличие такого многообразия позволяет не только вырабатывать объективную картину мира и лучше познавать глубину происходящих здесь процессов, но и эффективно противостоять всем вызовам нашего времени.
Хвала Всевышнему, при тесном и братском соработничестве двух исконных для нашей земли и единой Родины авраамических монотеистических религий – ислама и православия – мы достигли такого уровня отношений, который являет миру пример взаимососуществования и стал непреложным фактором взаимообогащения наших культур. Мы твердо убеждены, что и в дальнейшем, опираясь на общие гуманистические постулаты наших верований, отбросив условности и узость мышления, сможем продолжить поступательное продвижение по этому пути цивилизационного прогресса. Ибо только совершенствуясь и соревнуясь в благочестии, мы отвечаем на Божественную милость, предполагающую, что человек пойдет по пути приближения к Создателю.
Господь не случайно благословил нас представлять все многообразие наших культур и традиций! И мы не видим в том никакого противоречия. Более того, многие положения Ислама прямо опираются на слова Посланников Божьих! Да и все они исходят из единого источника – Откровения. А это значит, что все то общее, что изначально заложено в наших религиозных мировоззрениях, является определяющей основой и для развития человеческой мысли, и для воплощения человечеством своей заветной мечты – мира, всеобщей безопасности и благоденствия на этой земле.
В современном мире давно назрело понимание того, что пора от чисто богословских дискуссий переходить к диалогу, ведущемуся в русле сопоставления сходства межрелигиозных ценностей во благо решения интеллектуальных и практических вопросов современности, актуальных проблем нашего времени. Исходя из прошлого опыта, мы убеждены, что если шаг за шагом двигаться в этом направлении, человечество найдет путь к естественному и благодатному состоянию мирового единения. Ведь именно оно предполагает воплощение божественного миропорядка, ради которого и были ниспосланы откровения Всевышнего Творца Его посланникам. К Миру и Спасению призывают все Священные Писания – и Тора, и Библия и Коран.
Нам же следует, внимая Божественным наставлениям, находить возможности к единению мирового сообщества путем мудрого диалога и активного межрелигиозного соработничества во благо сохранения этого бесценного Божьего дара, укрепления Мира, торжества Разума и Веры!
Вместе с тем, мы не только никогда не сможем стать демократической страной, но и окажемся на обочине цивилизованного сообщества, если будем равнодушно взирать на такие исторически застарелые проблемы как – проявление нетерпимости к иным культурам, национальная рознь, расовая и религиозная вражда. Всплески проявлений этих уродливых пороков вызывают серьезную обеспокоенность всех традиционных российских конфессий. Если в Средние века проявления ксенофобских чувств, религиозная нетерпимость и фанатизм были одинаково свойственны практически всем конфессиям, правда, зачастую эти противоречия выражались в противостоянии с неким метафизическим, абсолютным Злом, то в современном цивилизованном мире XXI века превалирующей нормой сосуществования всего мирового сообщества должны стать взаимоуважение и диалог. Иной альтернативы этому пути просто не существует. Потому как: Любая ненависть есть грех. Ксенофобия и расизм, каковы бы ни были их причины, не исключение. Причем грех смертный, т.е. лишающий человека жизни вечной. Ибо, как сказано в священном писании: «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца; а никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». Именно такой подход и заложен во всех авраамических учениях и он последовательно отстаивается российскими традиционными конфессиями. Ненависть и злоба никогда не решали никаких проблем ни в жизни отдельного человека, ни в жизни целых народов. Ведь даже в далекие незапамятные времена наши предки ясно отдавали себе отчет в том, что вся сила и могущество нашего государства зиждется на укреплении межнационального согласия, сохранении многообразия культур и традиций. Вот почему и сегодня так важно, на наш взгляд, принять как данность и признавать многообразие мировых цивилизационных культур, их уникальность и плюрализм общечеловеческих ценностей. Это сложная и весьма ответственная задача. Всем нам еще предстоит большой и кропотливый труд. Смысложизненная ценность этого труда заключается, прежде всего, в реальном претворении в жизнь идеи соборной общности российских народов. А для этого, необходимо раз и навсегда искоренить всякие проявления ксенофобии и этнической ненависти, прививать в молодых поколениях высокие нравственные ценности, заложить в них твердые основы гражданского самосознания. Именно такой подход будет, на наш взгляд, способствовать укреплению демократии, духовного и культурного плюрализма, сохранению цивилизационной идентичности России и ее геокультурного пространства.
Пока же опросы общественного мнения, проведенные в последнее время в различных странах, выявили заметную эскалацию ксенофобных настроений и преступлений на почве этнической ненависти как в Европе, так и у нас в стране. По данным независимых экспертов, в России сегодня насчитывается десятки тысяч скинхедов, выпускаются и распространяется большое количество наименований изданий радикальной направленности. Силами агрессии становятся представители практически всех социальных групп, а также субкультур, но наиболее часто рецидивы этих социальных пороков проявляются в молодежной среде. К сожалению, решение проблем активности молодежных ультраправых субкультур у нас переложены только на плечи правоохранительных органов. Вместе с тем, это важная задача, относящаяся к широкой гражданской общественности, ибо построение демократического государства не приемлет проявления равнодушия или бездействия к многоликому «преступлению ненависти». Пока же у нас на федеральном уровне нет ни комплексной государственной молодежной политики, ни действенных мер по профилактике ксенофобии в этой среде. Хотя хотелось бы, чтобы государство определяло внимание к своим юным гражданам, составляющим почти треть населения России, как свою приоритетную и - главное - системную задачу. Тогда у нас действительно больше никогда не будет «потерянных поколений». Для этого представляется также необходимым на всех уровнях активизировать взаимодействие государственных органов власти и общественных объединений по реализации согласованной и кропотливой работы, направленной на утверждение в молодежной среде истинных ценностей – духовности, справедливости, свободы и патриотизма. Наша молодежь – это самая уязвимая часть нашего общества. Она подвергается – не без активного участия отечественных массмедиа – колоссальному прессингу духовного растления и морального опустошения, ее целенаправленно заманивают в чуждую систему духовно-нравственных ценностей, лишая нравственного ориентира в оценке окружающего мира, деформируя сознание и превращая в результате в примитивного индивидуума с психологией потребителя. Российская молодежь в силу ряда факторов является социальной группой, которая наиболее восприимчива к радикально-националистическим и ксенофобским идеям и настроениям. Различного рода молодежные группировки часто прибегают насилию, чтобы повлиять на несправедливо устроенный по отношению к ним мир, наказать тех, кого они считают виновными в своих бедах. Открыто выражая свои националистические взгляды, они способствуют перерастанию бытовой ксенофобии в источник агрессии и открытого расистского насилия. Отдельно стоит отметить агрессивную околофутбольную субкультуру. Она не однозначно ультраправая, как субкультура наци-скинхедов, но ксенофобные и расистские идеи играют в ней серьезную роль. И, к сожалению, значительное число «преступлений ненависти» совершается ее представителями из года в год до и после футбольных матчей.
Нельзя делить нашу молодежь по региональному принципу, не может быть отдельно русской молодежи, татарской молодежи, кавказской молодежи, молодежь у нас одна она Российская молодежь.
Вот почему, если мы действительно хотим искоренения в жизни нашего общества таких взрывоопасных социальных проблем как ксенофобия, религиозная и национальная нетерпимости, необходимо сделать притягательными такие понятия, как «доброта», «милосердие», «сострадание» и «любовь к Отчизне», с детства воспитывать в них взаимопонимание и взаимоуважение, толерантное отношение к «инородной» культуре, к представителям иной веры. Назрела необходимость всем общественным и государственными институтам консолидировать усилия по утверждению толерантности ко всем «иным», «другим» – по культуре, расе, языку, религии, образу жизни. Трудно ощущать себя частицами единого народа особенно в условиях России как многонационального и многоконфессионального государства, если ее юные граждане будут расти в атмосфере неведения, а порой и антагонизма ко всей полноте его духовных и культурных составляющих. И в этом процессе нравственного воспитания человека необходим согласованный подход и эффективное соработничество как государственных структур власти, так и различных социальных институтов, в том числе образовательных учреждений, общественных и религиозных организаций. Необходим активный диалог для выработки методологических основ духовно-просветительской, воспитательной и патриотической работы среди российской молодежи. В этой связи всецело разделяю мнение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заявившего, что «вести эту работу необходимо в координации научных, творческих и просветительских усилий на основе утверждения духовной преемственности, запечатленной в лучших образцах, в эталонах. Целью этих усилий должно стать воспитание полноценной личности, живущей осмысленно и одухотворенно, осознающей нравственное измерение своих слов и дел, приносящей пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству». Считаю, что это единственно реальный путь к дальнейшему укреплению гражданского мира и согласия в государстве и обществе. В этой связи полагаю возможным предложить Правительству РФ подумать над разработкой и принятием специальной Федеральной программы по воспитанию гражданственности, межнациональной и межрелигиозной толерантности. При этом важно, чтобы власть четко артикулировала цели и социальные приоритеты этнонациональной политики и вовремя принимала соответствующие законодательные акты и эффективные исполнительные решения. Положительный результат, на мой взгляд, могло бы также дать осуществление действенного общественного контроля над расследованием каждого факта нарушения прав человека по национальному или религиозному признаку. В этом плане было бы не лишним, предусмотреть и принятие дополнительных нормативных актов для повышения ответственности массмедиа, в том числе и Интернет-СМИ.
Поскольку сегодня ксенофобские настроения представляют определенную угрозу всему обществу, то в целях ее профилактики представляется необходимым также:
• дополнительно ввести в государственные образовательные стандарты высших и средних специальных учебных заведений в качестве обязательного компонента - предмет «Культура коренных народов России»;
• обеспечить создание и показ на центральных каналах цикла телепрограмм, посвященных культуре коренных народов России и традиционных религий;
• разработать и внедрить в вузах специальные программы по адаптации и интеграции иностранных студентов, развитию механизмов защиты их прав;
• внести профилактику ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде в число приоритетов молодежной политики и молодежной работы на всех уровнях, выделив для этого направления деятельности соответствующее ресурсное, методическое, информационное и экспертное обеспечение;
• стимулировать поиск и разработку инновационных методик и социальных технологий в сфере противостояния ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде, в том числе адаптацию к российским условиям лучшего международного опыта в этой сфере;
• готовить для государственных структур, работающих в молодежной сфере специалистов в области профилактики ксенофобии и нетерпимости;
• проводить постоянный мониторинг ситуации с ксенофобией и нетерпимостью в молодежной среде, активностью радикально-националистических групп и учитывать полученные в ходе него данные при планировании текущей деятельности, разработке программ и комплекса мероприятий в этой сфере;
• предусмотреть меры по ресурсной, методической, информационной и экспертной поддержке инициатив и проектов общественных организаций, занимающихся противостоянием ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде;
• содействовать диалогу и совместным действиям различных этнических, религиозных и культурных общностей в борьбе с нетерпимостью, в том числе, использовать потенциал неагрессивных молодежных субкультур.
Считаю важным создание при религиозных центрах молодежных групп. Мы, представители традиционных религий, должны помочь нашей молодежи в своем выборе и в ориентире. Религиозные и национальные лидеры должны выезжать в те регионы где много их молодежи, пообщаться с ними, рассказать о дружбе народов и т.д. Мы с радостью готовы вас встретить и вместе с вами вести диалог с молодежью выходцами из Кавказа. Еще Пророк Мухаммад (с.г.в) говорил «Не растите, не воспитывайте своих детей в помойках», - наша с вами, взрослых, обязанность помочь нашей молодежи. Слова Михалкова старшего удивительно сегодня актуальны «Сегодня дети -завтра народ» и это мы должны помнить.
В заключении своего выступления хотел бы еще раз подчеркнуть, что для искоренения и профилактики «преступлений ненависти» государству следует сделать упор на выработке единых критериев воспитания гражданственности, главным компонентом которых безусловно был и остается патриотизм, а также создать равные возможности для жизнедеятельности всего населения страны. Ведь все мы с гордостью называем себя россиянами, совместно преодолевая трудности и разделяя радости, поскольку, несмотря на различие тех или иных религиозных воззрений, всех нас окормляют единое духовное пространство, близкие духовные и культурные ценности, определяющие во многом схожий менталитет наших народов. Все мы сыны и дочери многонационального и поликонфессионального Отечества, которое, как Ноев ковчег, вобрал в себя более сотни больших и малых народов и народностей.
Ради сохранения этого наследия, благодатных идеалов добродетели и всемирного божественного порядка сражались наши отцы и деды на полях баталий Великой Отечественной войны, защищая Родину в смертельной схватке с врагом. Ради нашего светлого и мирного будущего многие из них положили свои головы и жизни на алтарь Великой Победы.
Преклоняя перед ними голову, молю Всемогущего Творца о ниспослании всем нам доброго здравия, крепости духа, благословенных успехов и Божьей помощи в благородном служении нашему Великому Отечеству!Спасибо за внимание.
Рубрика: Межнациональные отношения
Оставьте свой комментарий
Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться
Комментарии (2)
Все рубрики
- Все рубрики
- Общество и власть
- Духовное наследие
- Актуальный комментарий
- Тюрьма
- Межнациональные отношения
- Семья
- Экология
- Молодежная политика
- Информационное общество
- Экономика
- Образование
- Международные отношения
- Предпринимательство
- Спорт
- Культура
- Внешняя политика
- Дети
- ЖКХ
- Здравоохранение
- Социальная политика
01.06.2011 18:07:01
Звучит миротворно, и возможно есть и миротворный эффект
Но очень неприятно : Вы постоянно злоупотребляете «мы» «нас» (кто именно МЫ) – НЕНАДО СЧИТАТЬ ВСЕХ (и главное себя) ПОДОБНЫМ Пушкину, Ломоносову и многим другим Великим людям.
Ответить
01.06.2011 18:09:23
Неоднозначных фраз намного меньше, чем в предыдущей публикации, но все равно достаточно много.
Идеологические ошибки: 1) Ни из Корана, ни из Ветхого Завета не следует, что все живущие СЕГОДНЯ ЛЮДИ произошли от Адама и Евы. 2) Демократия – отсутствие незаслуженных привилегий 2) Ненависть и злоба решают одни проблемы, но появляются другие. 3) Михалковы(Кончаловские) - «гниль» - торгуют честью и достоинством России.
Ответить