RSS

Блог

  • + 0 -

    31 марта

    Грамотная программа продовольственной помощи благоприятно повлияет на экономику

    Автор: Юлия Оглоблина, комментариев нет

    Постоянно появляются новости о росте цен на те или иные продукты, а также о мерах по их сдерживанию со стороны правительства и возможных последствиях регулирования. При этом не совсем ясна цель всей этой активности, хотя Президент в декабре 2020 года четко сказал, что самое главное — это интересы и благополучие наших граждан: важны не просто цены, а доступность продуктов.

    Первые меры были сосредоточены на заморозке цен на сахар и подсолнечное масло, но вряд ли это значимым образом повлияло на благополучие людей: 3 февраля мы проводили в Общественной палате России круглый стол по обеспечению доступности продовольствия для малоимущих граждан. К нему мы определили стоимость годового набора продуктов на одного человека в соответствии с рациональными нормами потребления Минздрава, взяв за основу реальные цены на сайтах крупных торговых сетей. Общая стоимость продуктового набора в Москве на год — 95 627 рублей. Доля сахара и подсолнечного масла составила два процента, или 1873 рубля. Меньше только расходы на соль.

    Тем временем на мясные и молочные продукты приходится около половины  расходов! На мясопродукты — около 27 099 рублей на человека в год, на молочку — 20 996 рублей. В феврале появилась новость о том, что мясопереработчики просят торговые сети повысить закупочные цены на готовую продукцию на 10–15 процентов. А представители молочной отрасли подсчитали, что себестоимость производства молока выросла на 18 процентов в 2020 году. 

    Пару недель назад было объявлено, что правительство вводит постоянный мониторинг цен на потребительские товары и услуги. Конечно, хорошо, что появится системный механизм отслеживания цен и прогнозирования рисков подорожания значимой продукции, будет распределена ответственность между министерствами за различные группы товаров. Но ведь рост цен волновал наших граждан и раньше, а с прошлого года ситуация стала быстро и ощутимо ухудшаться. Помимо мониторинга, каков арсенал доступных превентивных, сдерживающих, компенсирующих и других инструментов нашего правительства? И главное: будет ли нашим людям легче от этого мониторинга и, возможно, даже от сдерживания цен, если их доходы будут все равно падать быстрее?

    Почему бы сначала не заняться ценами на то, что во многом определяет себестоимость этих продуктов, например на топливо и электроэнергию? Цены на них для аграриев высоки и растут быстрее, чем цены на сельхозпродукцию. Диспаритет цен — давняя проблема АПК. Хотя, казалось бы, рынок энергоресурсов более монополизирован, чем рынок товаров сельского хозяйства и продуктов питания, и, регулируя его, можно оказывать существенное влияние на цены.

    10 марта в Госдуме на парламентских слушаниях обсуждалась инициатива группы депутатов о государственном регулировании ценообразования на продовольственные товары первой необходимости. При этом в пояснительной записке к законопроекту явным образом не была представлена основная цель его введения — даже если ценообразование будет происходить в полном соответствии с предложенными положениями, то это не гарантирует, что установленная цена будет доступна для малоимущих граждан.

    Есть опасения, что к предлагаемым нововведениям быстрее всего приспособятся крупные торговые сети, переложив свои издержки на тех же переработчиков и сельхозтоваропроизводителей в той или иной форме, а те, в свою очередь, будут вынуждены включать эти расходы в себестоимость. Крестьяне и переработчики снова окажутся в невыгодном положении, а больше всех могут пострадать небольшие магазины, например и так работающие с небольшой наценкой в отдаленных населенных пунктах. 

    Нужно исходить из того, что главное — это обеспечение доступности продовольственных товаров первой необходимости, а не удержание цен на определенном уровне. Государственное регулирование ценообразования можно рассматривать как инструмент предотвращения необоснованного (спекулятивного) роста цен на базовые продукты питания для населения. Перечень таких продуктов может утверждаться правительством, но при этом нужно установить понятные критерии обоснованности роста цен.

    Учитывая значительную долю бедного населения в России, которая существенно увеличилась в 2020 году, а также то, что основная часть бедных в стране — это семьи с детьми, представляется целесообразным приоритетное развитие внутренней продовольственной помощи как механизма, способного в короткие сроки обеспечить доступность продуктов питания для наиболее нуждающихся граждан независимо от уровня и динамики их доходов.

    Сейчас в работе правительства при реализации мер поддержки нуждающихся граждан приоритетными считаются мероприятия долгосрочного характера, направленные на комплексную поддержку семей и повышение их уровня благополучия: социальный контракт, переобучение, содействие в трудоустройстве. При этом п. 6 дорожной карты по реализации Доктрины продбезопасности России предполагает разработку комплекса мер, направленных на обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения продуктами здорового питания. Информации о работе по исполнению этого пункта пока нет, хотя доклад в правительство должен был быть представлен в четвертом квартале 2020 года.

    К сожалению, мы продолжаем наблюдать обилие дискуссий вокруг цен на продукты, их регулирования или сдерживания, введения продуктовых карточек. Временами это становится похожим на спекуляции вокруг весьма болезненной для наших граждан темы. Мы понимаем, что это будет продолжаться до тех пор, пока не будут предприняты действенные, ощутимые для людей меры.

    Мы готовим наши предложения и направим их от Общественной палаты в правительство, Совет Федерации, Государственную думу. В частности, мы намерены предложить в кратчайшие сроки разработать и начать реализацию в 20 субъектах РФ пилотной федеральной программы продовольственной помощи нуждающимся беременным и кормящим женщинам, а также детям.

    В целом мы считаем, что при реализации продовольственной помощи целесообразно комбинировать несколько подходов, например таких как:

    1. Выдача специальных сертификатов (или карт, в том числе виртуальных) наиболее нуждающимся группам граждан на приобретение продовольственных товаров первой необходимости отечественного производства;

    2. Организация социального питания и выдача продуктовых наборов;

    3. Организация системы сбыта продукции малых форм хозяйствования, исключающей возникновение больших наценок (в виде специализированной торговой сети, муниципальных магазинов, рынков и объектов нестационарной торговли).

    Грамотно разработанная и настроенная программа продовольственной помощи позволит не только обеспечить доступность качественных продуктов питания, но и окажет благоприятное воздействие на экономику в целом, в т. ч. создание новых рабочих мест, рост производства отечественных продуктов и увеличение налоговых поступлений.

    Источник: «Российская газета»

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию