RSS

Блог

  • + 0 -

    23 марта

    В товарищах согласья нет

    Автор: Юлия Оглоблина, комментариев нет

    О развитии сельхозкооперации в последние годы говорят много и на разных уровнях. Государство реализует некоторые меры поддержки этого направления, но прорыва пока не наблюдается. К сожалению, с 2021 года ликвидирован федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», который реализовывался Минсельхозом в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

    Говорить о том, что пандемия каким-то особым образом повлияла на сельхозкооперацию, не стоит. Да, в прошлом году было зарегистрировано заметно меньше новых кооперативов (610 против 903 в 2019-м), но мы помним, как складывалась ситуация с субъектами малого и среднего бизнеса в целом. Агропромышленный комплекс принял достаточно сильный удар, но виды экономической деятельности в области сельского хозяйства не были включены правительством в перечень наиболее пострадавших отраслей.

    Пока сельская кооперация не будет приносить ощутимую выгоду, пока не будет создано понятных и доступных схем организации кооперативов, ждать прорыва не стоит. Сегодня развитие малых форм хозяйствования на селе как таковых сдерживается несколькими факторами.

    Во-первых, это зарегулированность сферы торговли, да и производства продукции. «Малыши» зачастую просто не в состоянии выполнять все требования и ожидаемо проигрывают крупным игрокам. Во-вторых, фермеры и кооператоры не знают свои права и обязанности, не знают, как защитить себя. Заступиться за них оказывается некому, и такие хозяйства становятся легкой добычей как для контролирующих органов, так и рейдеров. В-третьих, многие фермеры и кооперативы не способны самостоятельно создать продукт и вывести его на рынок. Они нуждаются в качественных услугах маркетологов, дизайнеров, изготовителей упаковки и других специалистов, но часто не осознают этого либо не могут найти, к кому обратиться.

    Все проблемы, как видим, в той или иной мере связаны с недостатком знаний и компетенций у малых предприятий агробизнеса. Чтобы добиться успеха, им нужно отлично разбираться в сельхозпроизводстве, выпускать хороший продукт и наряду с этим быть хотя бы немножко маркетологом, экономистом, юристом, бухгалтером и так далее. Такие примеры сегодня появляются, но это скорее исключения.

    Если же мы говорим о массовом развитии небольших хозяйств, то должна быть налажена система их поддержки, доступная на местах и способная компенсировать нехватку тех или иных знаний. Некоторые элементы такой системы уже формируются: в регионах созданы центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров. Нужно развивать их и делать так, чтобы услуги были доступны в районах, а не только в областных центрах. В прошлом году вышло соответствующее поручение Президента об организации помощи сельским предпринимателями по принципу одного окна. Общественная палата направляла в правительство свои предложения.

    Давно назрела необходимость в организации системы сбыта продукции малых хозяйств. Часто нам пытаются представить, что мечта фермера или кооператива — выход в торговые сети. Но это, с одной стороны, довольно сложная задача, а с другой — не всегда верный путь к успеху. Кто-то делает ставку на интернет-магазины и маркетплейсы, но тогда возникают вопросы с организацией поставок продукции, с доставкой товара покупателям. Не везде можно это эффективно организовать, учитывая размеры нашей территории и уровень инфраструктуры.

    Возможно, стоит подумать над созданием специализированной торговой сети или франшизы для кооперативных и фермерских магазинов, организаций общественного питания. Кроме обеспечения сбыта продукции малых хозяйств, в такую систему можно было бы встроить функцию продовольственной помощи нуждающимся гражданам. А это тоже важнейший вопрос. Ведь часто наши граждане не покупают качественные продукты просто потому, что не хватает денег. Соответственно, производителям невыгодно выпускать такой товар, он неконкурентоспособен. Именно в этом, а не в слабом контроле кроется одна из главных причин присутствия на рынке контрафактных продуктов и продуктов, которые по большому счету не являются тем, за что их выдают: не совсем масло, не совсем сыр...

    Отдельно отмечу, что нужно эффективнее кооперироваться и тем, кто отвечает за развитие сельхозкооперации в стране. В целом этот вопрос находится в ведении Минсельхоза России. За национальный проект по малому и среднему предпринимательству отвечает Минэкономразвития России. Оператором некоторых мероприятий выступает «Корпорация МСП». Плюс есть АККОР, которая объединяет в том числе и сельхозкооперативы, есть ревизионные союзы и так далее. Понятно, что полное единство этих организаций обеспечить невозможно. Но необходимо договориться о единстве хотя бы на уровне целей развития сельхозкооперации и сообща добиваться их достижения.

    Иногда доходит до смешного. Федеральная налоговая служба издает чисто технический приказ и отменяет форму регистрации фермерских хозяйств. Минсельхоз узнал об этом через несколько месяцев и начал искать выход из ситуации, так как фермеры, зарегистрированные как обычные индивидуальные предприниматели, могли лишиться шанса на получение некоторых видов господдержки. Как можно ждать объединения в кооперативы от фермеров, если и наверху зачастую не могут скооперироваться?

    Источник: «Российская газета»

    Рубрика: Экономика

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию