RSS

Блог

  • + 0 -

    12 марта, 2021

    Исторический момент для семейной политики

    Автор: Юлия Зимова, комментариев нет

    Владимир Путин 5 марта утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, состоявшегося 30 ноября 2020 года.

    Это поручение можно считать датой начала реформы органов опеки и попечительства, которую давно ждут эксперты и общественники. Перечень поручений учитывает большую часть пожеланий, которые высказывались экспертами на протяжении долгого времени. Особенно важны несколько основополагающих моментов.

    Во-первых, будут уточнены полномочия органов опеки и попечительства: наконец уйдет часть функций, которые не всегда свойственны специалистам опеки, закрепляются основы межведомственного взаимодействия при осуществлении полномочий.

    Во-вторых, появляется системный подход к подготовке и повышению квалификации в этой сфере. Уже сейчас есть несколько первых выпусков из магистратуры МГППУ по направлению «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних». Активно развиваются и программы повышения квалификации. Важно, чтобы такой комплексный подход работал и дальше на постоянной основе: чтобы каждое изменение в законодательстве или новая перспективная практика своевременно обсуждались и осваивались специалистами. Для работников сферы опеки, а их в стране более 11 тысяч человек, профильное, в том числе непрерывное образование — это важный мотивационный аспект деятельности.

    Кроме того, важно помнить о том, что органы опеки — это все-таки контрольно-надзорные органы, а для эффективной профилактики сиротства и семейного неблагополучия важна работа органов и организаций социальной сферы по поддержке семьи на том этапе, когда можно предотвратить кризис и его последствия.

    Сейчас в каждом регионе свои меры поддержки для семей с детьми в трудной жизненной ситуации, поэтому для каждой такой ситуации должны быть проработаны алгоритмы помощи во всех субъектах РФ. Кроме того, нельзя забывать и об информационной поддержке: бывает, что семьи попадают в трудные жизненные ситуации и не знают, куда обратиться за помощью. Важно, чтобы в любом случае семья знала, где ей помогут.

    Например, девушке-сироте, которая в юном возрасте стала мамой, может понадобиться социальный работник, который обучит основам ухода за малышом, бытовым навыкам, поможет найти коляску, кроватку. Если помощь нужна маме с ребенком, которые регулярно подвергаются насилию, то это может быть совершенно другая поддержка — размещение семьи в кризисном центре, работа с психологами. Под каждую жизненную ситуацию потребуется свой индивидуальный набор услуг, а также куратор, который поможет эту жизненную ситуацию преодолеть, привлекая различные органы и организации для решения тех или иных вопросов. Это было обозначено и в плане Десятилетия детства. 

    Благодаря расширению видов и форм государственной поддержки и внедрения стандартов ее предоставления с учетом потребностей каждой семьи будет возможность организовать комплексный подход к профилактике семейного неблагополучия — помощь семьям будет осуществляться проактивно и вне зависимости от места регистрации и проживания семьи.

    Таким образом, речь идет не только о реформе сферы опеки и попечительства, но и в целом о масштабном преобразовании управления сферы поддержки семьи и детства — положено начало новой проактивной, комплексной системы профилактики семейного неблагополучия, направленной на помощь каждой семье, в зависимости от ее потребностей во всех регионах страны. Проведение этой реформы предстоит на всех уровнях поддержки семьи и детства. На этом этапе важно проанализировать лучшие практики и предоставить предложения с учетом мнения общественников — для того чтобы выработать модель, которая будет отвечать потребностям самых разных семей.

    И отсюда еще один важнейший момент: в перечне рассматривается вопрос об определении профильного федерального органа исполнительной власти. Чтобы выстроить эффективную политику в сфере детства, она должна быть в ведении одного органа, который будет обеспечивать формирование и координацию реализации основных направлений семейной политики. Появится либо министерство по делам семьи, либо будет выделено отдельное профильное направление в рамках работы одного из федеральных ведомств. Наконец-то определять политику в сфере детства в стране и отвечать за меры поддержки для семьи будет одно ведомство, что существенно облегчит решение ряда вопросов межведомственного взаимодействия. Это исторически важный момент, когда формируется новая модель управления в сфере семейной политики.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию