Блог
-
12 марта, 2021
Исторический момент для семейной политики
Автор: Юлия Зимова, комментариев нет
Владимир Путин 5 марта утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, состоявшегося 30 ноября 2020 года.
Это поручение можно считать датой начала реформы органов опеки и попечительства, которую давно ждут эксперты и общественники. Перечень поручений учитывает большую часть пожеланий, которые высказывались экспертами на протяжении долгого времени. Особенно важны несколько основополагающих моментов.
Во-первых, будут уточнены полномочия органов опеки и попечительства: наконец уйдет часть функций, которые не всегда свойственны специалистам опеки, закрепляются основы межведомственного взаимодействия при осуществлении полномочий.
Во-вторых, появляется системный подход к подготовке и повышению квалификации в этой сфере. Уже сейчас есть несколько первых выпусков из магистратуры МГППУ по направлению «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних». Активно развиваются и программы повышения квалификации. Важно, чтобы такой комплексный подход работал и дальше на постоянной основе: чтобы каждое изменение в законодательстве или новая перспективная практика своевременно обсуждались и осваивались специалистами. Для работников сферы опеки, а их в стране более 11 тысяч человек, профильное, в том числе непрерывное образование — это важный мотивационный аспект деятельности.
Кроме того, важно помнить о том, что органы опеки — это все-таки контрольно-надзорные органы, а для эффективной профилактики сиротства и семейного неблагополучия важна работа органов и организаций социальной сферы по поддержке семьи на том этапе, когда можно предотвратить кризис и его последствия.
Сейчас в каждом регионе свои меры поддержки для семей с детьми в трудной жизненной ситуации, поэтому для каждой такой ситуации должны быть проработаны алгоритмы помощи во всех субъектах РФ. Кроме того, нельзя забывать и об информационной поддержке: бывает, что семьи попадают в трудные жизненные ситуации и не знают, куда обратиться за помощью. Важно, чтобы в любом случае семья знала, где ей помогут.
Например, девушке-сироте, которая в юном возрасте стала мамой, может понадобиться социальный работник, который обучит основам ухода за малышом, бытовым навыкам, поможет найти коляску, кроватку. Если помощь нужна маме с ребенком, которые регулярно подвергаются насилию, то это может быть совершенно другая поддержка — размещение семьи в кризисном центре, работа с психологами. Под каждую жизненную ситуацию потребуется свой индивидуальный набор услуг, а также куратор, который поможет эту жизненную ситуацию преодолеть, привлекая различные органы и организации для решения тех или иных вопросов. Это было обозначено и в плане Десятилетия детства.
Благодаря расширению видов и форм государственной поддержки и внедрения стандартов ее предоставления с учетом потребностей каждой семьи будет возможность организовать комплексный подход к профилактике семейного неблагополучия — помощь семьям будет осуществляться проактивно и вне зависимости от места регистрации и проживания семьи.
Таким образом, речь идет не только о реформе сферы опеки и попечительства, но и в целом о масштабном преобразовании управления сферы поддержки семьи и детства — положено начало новой проактивной, комплексной системы профилактики семейного неблагополучия, направленной на помощь каждой семье, в зависимости от ее потребностей во всех регионах страны. Проведение этой реформы предстоит на всех уровнях поддержки семьи и детства. На этом этапе важно проанализировать лучшие практики и предоставить предложения с учетом мнения общественников — для того чтобы выработать модель, которая будет отвечать потребностям самых разных семей.
И отсюда еще один важнейший момент: в перечне рассматривается вопрос об определении профильного федерального органа исполнительной власти. Чтобы выстроить эффективную политику в сфере детства, она должна быть в ведении одного органа, который будет обеспечивать формирование и координацию реализации основных направлений семейной политики. Появится либо министерство по делам семьи, либо будет выделено отдельное профильное направление в рамках работы одного из федеральных ведомств. Наконец-то определять политику в сфере детства в стране и отвечать за меры поддержки для семьи будет одно ведомство, что существенно облегчит решение ряда вопросов межведомственного взаимодействия. Это исторически важный момент, когда формируется новая модель управления в сфере семейной политики.
Рубрика: Актуальный комментарий
Оставьте свой комментарий
Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться
Все рубрики
- Все рубрики
- Общество и власть
- Духовное наследие
- Актуальный комментарий
- Тюрьма
- Межнациональные отношения
- Семья
- Экология
- Молодежная политика
- Информационное общество
- Экономика
- Образование
- Международные отношения
- Предпринимательство
- Спорт
- Культура
- Внешняя политика
- Дети
- ЖКХ
- Здравоохранение
- Социальная политика
Оставьте свой комментарий