Блог
-
07 августа, 2018
Без вины виноватые
Автор: Мария Каннабих, комментариев нет
Последние 10 лет в России действует институт общественных наблюдательных комиссий (далее — ОНК), члены которых наделены полномочиями посещать места лишения свободы и оценивать соблюдение прав задержанных или отбывающих наказание граждан.
Члены ОНК выполняют добровольно взятые на себя обязательства на общественных началах в свободное от основной работы время. Согласно Федеральному закону от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ, содействие им должны оказывать общественные объединения, которые выдвинули их в состав ОНК.
Вместе с тем абсолютное большинство этих общественных объединений фактически не имеют ресурсов и возможностей оказывать членам ОНК необходимую помощь в реализации возложенных на них полномочий. Чаще всего члены ОНК за счет собственных средств осуществляют выезды на личном транспорте в находящиеся в отдалении от административных центров исправительные учреждения, а также отправляют запросы в правоохранительные органы и ответы заявителям. Эти обстоятельства сказываются как на частоте посещения ОНК мест принудительного содержания, так и на активности отдельных ее членов.
Вместе с тем в течение десяти лет функционирования ОНК большинство их членов исключительно добросовестно и ответственно выполняли общественные обязательства, объективно оценивали обстановку с обеспечением прав лиц, находящихся под стражей. О своих выводах и предложениях председатели ОНК информировали руководителей территориальных органов, в ведении которых находятся места принудительного содержания, а также органы прокуратуры и региональных уполномоченных по правам человека.
Однако в последние годы во всех чрезвычайных происшествиях, происходящих в местах принудительного содержания, отдельные правозащитники, считающие свою точку зрения истиной в последней инстанции, стали винить членов ОНК.
Ярким примером этому является ситуация с издевательством над осужденным Евгением Макаровым в исправительной колонии № 1 УФСИН России по Ярославской области, ставшая достоянием общественности через год после ее начала. И вновь мы слышим прямые упреки в адрес ОНК Ярославской области со всех сторон, в том числе даже от известных правозащитников.
При этом никто из обвинителей даже слышать не хочет, что именно члены ОНК первыми после случившегося подняли эту проблему перед руководством регионального управления ФСИН России, вместе с уполномоченным по правам человека в Ярославской области проинформировали прокуратуру, несколько раз встречались с потерпевшим, выясняли отношение к нему сотрудников учреждения, оказывали ему помощь.
К сожалению, следователь Следственного комитета Ярославской области очень поверхностно отнесся к изучению материалов прокурорской проверки и в возбуждении уголовного дела отказал, а руководство территориального органа ФСИН России не прислушалось к обоснованным рекомендациям членов ОНК.
Можно привести еще несколько примеров аналогичного отношения к общественной работе членов ОНК. При этом попытки обвинять их в бездействии, сделать их виновными в увечьях или гибели граждан, волею судьбы находящихся в изоляции от общества, более чем абсурдны.
Совершенно очевидно, что виновников нужно искать в первую очередь среди тех, кому по долгу службы положено следовать букве закона, кому поручено осуществлять ведомственный контроль, а также надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний.
На мой взгляд, сегодня нужно кардинально повысить персональную ответственность руководителей за действия подчиненных сотрудников, чтобы исключить случаи, когда они совершают преступления против лиц, содержащихся под стражей. Помимо повышения ответственности, нужно усилить контроль — в том числе через систему ОНК. Первый заместитель директора ФСИН Анатолий Рудый постоянно повторяет, что давно даны команды на всестороннее сотрудничество с ОНК. Но, к сожалению, не все это понимают и не все на это идут. Хотя сама ФСИН в этом заинтересована, потому что там, где налажен контакт с ОНК, проблем значительно меньше и решаются они намного быстрее.
Я также поддерживаю предложение введения уголовной ответственности в отношении сотрудников правоохранительных органов, допускающих издевательства и пытки в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, как одно из условий их искоренения в ближайшей перспективе. Невозможно даже себе представить, что человек, испытавший на себе физические и моральные унижения в период нахождения под стражей, способен уважать закон, который в отношении него сработал.
Наконец, чтобы предъявлять справедливые и обоснованные претензии членам ОНК и давать оценку их работы, государству и общественным институтам нужно реально позаботиться о решении тех проблем, с которыми сталкиваются члены наблюдательных комиссий в своей повседневной работе. Если не разобраться с этим, не поддержать институт ОНК, общественники снова и снова будут оказываться в положении без вины виноватых.Рубрика: Тюрьма
Оставьте свой комментарий
Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться
Все рубрики
- Все рубрики
- Общество и власть
- Духовное наследие
- Актуальный комментарий
- Тюрьма
- Межнациональные отношения
- Семья
- Экология
- Молодежная политика
- Информационное общество
- Экономика
- Образование
- Международные отношения
- Предпринимательство
- Спорт
- Культура
- Внешняя политика
- Дети
- ЖКХ
- Здравоохранение
- Социальная политика
Оставьте свой комментарий