Блог
-
12 марта, 2018
Цифровая экономика как основа прозрачности общественных отношений. Новый общественный договор
Автор: Артем Кирьянов, комментарии 1
Доклад на конференции «Цифровая революция: видение гражданского общества» в рамках заседания Президиума МАЭСССИ с участием делегации из 25 стран мира.
Цифровая революция, использование принципиально новых технологий в экономике и государственном администрировании с неизбежностью ставит вопрос о качественном изменении общественных отношений. Прозрачность процессов, связанных с экономической основой жизни общества, прозрачность каждого гражданина конкретной страны с неизбежностью ставит вопрос о новых идеалах социальной справедливости, вопросы борьбы с бедностью и сокращения разрыва между бедными и богатыми; в конечном счете, цифровизация побуждает общественные силы к формулированию новых принципов и парадигм общественного договора, поиску новой роли и места государства по отношению к частной жизни гражданина.
В своем докладе автор хотел бы подчеркнуть, что перспективы цифровой революции, ее ценность для человека имеют граничные условия в виде наличия институтов гражданского общества и механизмов общественного (гражданского) контроля.
Общественная палата России в силу закона является субъектом общественного контроля. Также в рамках Федерального закона «Об Общественной палата Российской Федерации» готовится ежегодный Доклад о состоянии гражданского общества в России. В частности, в Докладе за 2017 год подчеркивается: «Социологические исследования последнего времени показывают возросший общественный запрос на справедливость. Никто не считает неправедным богатство, заработанное своим трудом. Но люди крайне болезненно воспринимают необъяснимую и недоступную простому человеку роскошную жизнь... Граждане протестуют против сословности везде – от медицины до юстиции, против привилегий, которые дают возможность кому-то обходить общие правила, попирать установленные нормы. Миссия гражданского общества видится как раз в том, чтобы устранять такую несправедливость, ведь несправедливое неравенство стало тормозом в развитии страны».
Решение вопросов, поставленных обществом, на сегодняшний день в значительной степени лежит в плоскости анализа финансовых потоков, налогообложения, качества и эффективности налогового администрирования. Это та грань государственного контроля, которая позволяет обществу четко, с математической точностью, формировать новые стратегии развития.
Мы живем в эпоху прорывных информационных технологий. Многие отрасли экономики и промышленности претерпевают, из-за широкого распространения информационных технологий и телекоммуникаций, значительные изменения.
Цифровизация - это новая бизнес-модель. Крупнейшие компании во всем мире стремительно движутся в ногу с цифровым прогрессом, применяя технологии, которые еще вчера относились к области научной фантастики: облачные вычисления, блокчейн, искусственный интеллект, биометрическая безопасность, «интернет вещей».
Благодаря новым технологиям цифровой бизнес легко масштабируем для всего глобального мира, и может обеспечить эффективное персональное обслуживание всех клиентов, везде и всегда. Сейчас почти вся информация оцифрована, и в считанные секунды пересекает межстрановые и межконтинентальные границы. Это само по себе является вызовом для финансовых институтов в целом и налоговых администраций в частности.
Все, что мы делаем как в личном, так и в деловом плане, в недалеком будущем будет измерено и записано. Налоговым администрациям необходимо воспользоваться этими возможностями как для обеспечения соблюдения налоговой дисциплины, так и для выхода на качественно новый уровень предоставления услуг.
Переход к цифре, будь то безналичный расчет или документ в электронном виде, – это инструмент в борьбе с налоговой оптимизацией и выводом из тени деятельность субъектов отдельных секторов рынка, так как каждую транзакцию и оборот документа можно отследить в системе.
По ряду оценок, объем теневого сектора экономики России составляет 22% ВВП. В странах Европы в среднем размер теневой деятельности составил 18%.
Многие современные технологии уже стали реальностью не только для частного сектора, но и плотно укоренились в налоговом администрировании.
Аналитика больших данных, умные порталы, мобильные платформы, интеграция в естественную среду клиентов, «интернет вещей» (Контрольно-кассовая техника нового образца, в режиме онлайн передающая данные об операциях в розничной сети в налоговые органы, и маркировка отдельных видов товаров - меховых изделий, лекарств) – это уже настоящее для налоговой службы России.
В понимании налоговой службы поток «Больших данных» включает в себя целый ряд источников, часть из которых уже создан, а часть находится в процессе создания.
Мы стоим на грани революции, которая может изменить знакомую нам парадигму налогового администрирования. Для того, чтобы не потерять контроль, налоговые администрации должны руководить этим процессом и формировать такую среду, которая подходит под их потребности.
Нет необходимости ждать, пока потоки данных возникнут и устремятся в налоговые органы. Необходимо использовать технологии для формирования потоков данных, которые могут помочь налоговым администрациям.
Если заглянуть в будущее, возможно предположить, какие технологии станут востребованы в самое ближайшее время:
• Искусственный интеллект, машинное обучение, нейронные сети (deep learning) - позволят значительно повысить автоматизацию всех процессов, сделать их дешевле и понятнее для клиентов, существенно ускорить многие процедуры и бизнес процессы, качественно улучшить контрольную работу налоговых органов. Эти решения найдут свое применение для самых различных целей:
- обработка естественного языка (natural language processing),
- анализ больших данных, предсказания (predictive analytics) и поведенческая аналитика (behavioral analytics).
• Виртуальные ассистенты. Скорейшее распространение этой технологии плотно связано с развитием нейронных сетей и искусственного интеллекта.
• Блокчейн или технология распределенного реестра, – вокруг этой технологии, наверное, сейчас больше всего дискуссий. Если оставить в стороне вопрос криптовалют, то блокчейн, действительно, является очень многообещающей разработкой. Эта технология позволяет достигнуть нового уровня доверия, гарантировать неизменность и надежность хранения данных, более того, наиболее глубоко интегрировать налоги в жизнь с помощью умных контрактов, предусматривающих автоматическую уплату налогов при наступлении определенных событий.
К этому списку можно добавить также Customer Intelligence - это технологии кастомизации предложений под возрастающие потребности различных категорий пользователей – для формирования цен, скоринга и оценки рисков, а также персонализации взаимодействия с клиентом.
Также для многих людей биометрия - это уже привычная вещь, которую мы используем каждый день в своих смартфонах. Она также будет более широко применяться в госсекторе.
Цифровая революция создает колоссальные возможности для осуществления цифровой трансформации налоговых администраций.
Налоговым администрациям нужно взять инициативу в свои руки и контролировать развитие своей цифровой среды. Технологии позволят им добиваться результатов, о которых раньше можно было только мечтать.
Полные и качественные данные могут повысить налоговую определенность и снизить административную нагрузку на налогоплательщиков, а также сделать соблюдение налоговой дисциплины полноценным цифровым сервисом.
В перспективе технологии позволят создать в России систему добровольного соблюдения налогового законодательства. Построение такой системы способно серьезно повысить уровень взаимного доверия между государством и обществом, повысить прозрачность экономики для всех субъектов, улучшить качество бюджетного планирования и гарантировать стабильность государственных доходов. При этом вопросы о происхождении финансовых средств, наличии коррупционной составляющей в деятельности государственных служащих перейдут из плоскости доказывания в плоскость очевидного декларирования.
Актуальность развития налоговых сервисов и повышения эффективности налогового администрирования на базе цифровых технологий, продемонстрированная выше, позволяет говорить о перспективах качественного изменения общественных отношений. Эти изменения видятся в русле развития общественного контроля. Сегодня общественный контроль в России закреплен юридически, законами на уровне федерации и регионов. Тем не менее, необходимо совершенствование законодательства в данной сфере, и этот тезис нашел свое отражение в Поручении Президента Российской Федерации действующему составу Общественной палаты РФ.
Общественного внимания и контроля требуют такие ключевые сферы деятельности, как судебная, правоохранительная, оборонная, банковская, избирательная, однако в Федеральном законе не установлен порядок его осуществления с учетом специфики этих сфер.
В первую очередь, в федеральное законодательство надо внести изменения и дополнения в части конкретизации полномочий субъектов общественного контроля и механизмов его осуществления.
Также необходимо наладить координацию деятельности субъектов общественного контроля на уровне регионов и органов местного самоуправления, с включением в эту систему общественных советов при органах исполнительной власти и подразделениях правоохранительных органов. Именно общественные советы в перспективе должны стать точкой опоры общественного контроля в регионах.
Одной из важных проблем является недостаточная определенность понятийного аппарата в действующем Федеральном законе, из-за чего возникают различные его толкования, трудности в реализации его положений, что в целом не способствует системному совершенствованию правовых основ организации и осуществления общественного контроля. Следует установить или уточнить содержание понятий «публичные полномочия», «общественный интерес», «общественно значимая деятельность», «объект общественного контроля», «субъект общественного контроля» и других ключевых для осуществления функций общественного контроля понятий.
С учетом первостепенной важности общественного контроля для повышения качества коммуникаций между органами власти и гражданами РФ, представляется необходимой разработка плана-графика («дорожной карты»), предусматривающего осуществление мер законодательного, организационного и финансового характера в части совершенствования законодательства об общественном контроле, в том числе разработка проектов подзаконных актов, обеспечивающих исполнение законодательства об общественном контроле в Российской Федерации и устанавливающих обязанность учета результатов общественного контроля органами и организациями, деятельность которых по осуществлению возложенных на них государственных или иных публичных полномочий является объектом общественного контроля.
Использование цифровых технологий, продемонстрированное в сфере налогового администрирования, может быть перенесено в среднесрочной перспективе и в сферу общественных отношений.
«Цифровая демократия» не будет единственным возможным ответом на запросы людей, но станет намного более релевантной и измеряемой для каждого гражданина, в серьёзной степени повысит уровень доверия гражданина к государственным институтам и электорального доверия избирателя к выборным органам власти.
В этой связи представляется ключевой роль механизмов общественного и гражданского контроля, которые на основе массовости своего применения с использованием цифровых технологий станут стабилизирующим фактором переходного периода, на протяжении которого будут формироваться отношения человека, власти и общества в рамках нового Общественного договора.Рубрика: Актуальный комментарий
Оставьте свой комментарий
Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться
Комментарии (1)
Все рубрики
- Все рубрики
- Общество и власть
- Духовное наследие
- Актуальный комментарий
- Тюрьма
- Межнациональные отношения
- Семья
- Экология
- Молодежная политика
- Информационное общество
- Экономика
- Образование
- Международные отношения
- Предпринимательство
- Спорт
- Культура
- Внешняя политика
- Дети
- ЖКХ
- Здравоохранение
- Социальная политика
17.06.2020 09:40:22
Становление цифровой экономики — одно из приоритетных направлений для большинства стран — экономических лидеров, включая США, Великобританию, Германию, Японию и др. О цифровой экономике много снято японских дорам.
Ответить