Блог
-
11 октября, 2017
«Боги подарили нам два вида искусства: гимнастику и музыку»
Автор: Ирина Винер-Усманова, комментарии 1
Министр образования и науки России Ольга Юрьевна Васильева на днях выступила с предложением заменить один из часов физкультуры в школах на урок ритмики.
«Новая дисциплина может сочетать элементы спортивной нагрузки и музыки», - отметила глава ведомства в ходе «Всероссийского родительского собрания».
«Мы мало думаем и делаем для художественного воспитания наших детей, музыкального воспитания. Можно сделать третий урок – ритмику, спортивные движения под музыку», - сказала она в ответ на жалобы родителей о том, что третий урок физкультуры в неделю неинтересен детям.
Прежде всего я поддерживаю нашего министра образования и науки в том, что музыкально-ритмическое воспитание является важным для детей всех возрастных групп. Что касается содержания предмета «Физическая культура», то оно должно включать в себя огромное разнообразие средств, направленных на решение разносторонних задач обучения и воспитания детей. Однако необходимо помнить, что все это должно осуществляться в соответствии с сенситивными периодами развития детей.
Президент страны Владимир Владимирович Путин предложил сделать урок физической культуры основным предметом. Это значит, что заменить его ничем нельзя. И это выполнено!
Теперь пора подумать о содержании урока. Это очень важный и очень своевременный посыл, так как запрос общества – воспитать здоровое поколение. А общество, которое взаимодействует с образованием, это, прежде всего, родители.
Ситуация сегодняшнего дня тревожит не только родителей. Если в своем выступлении на Госсовете по вопросам внедрения ВФСК ГТО в 2014 году Президент нашей страны отмечал, что «в 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания, у половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30% нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, до 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки военнослужащих», то за последнее время заболевание опорно-двигательной системы стало одним из самых распространенных заболеваний. По статистике за последние 5 лет количество людей с заболеванием опорно-двигательного аппарата увеличилось: дети - 22%, подростки - 47%.
Другая инициатива Президента – введение дополнительного третьего часа в неделю в учебный план предмета «Физическая культура». Этот дополнительный час не может быть оторван от двух других, поскольку учебный процесс непрерывен. Поэтому я не совсем понимаю, о чем говорят родители, которые жалуются министру о том, что третий урок неинтересен. Возникает вопрос: а два других?
Предмет «Физическая культура», как и любой школьный предмет, должен иметь программу, в которой определен тематический и поурочный план. Урок физической культуры – это не досуг, а образовательный предмет. И если урок не интересен, значит, педагог не смог сделать урок интересным. Такие неинтересные уроки могут быть в любой другой предметной области, все зависит от учителя.
Но, что я знаю наверняка, это то, что содержание предмета должно быть научно обосновано и соответствовать возрастной категории обучающихся.
Так, в дошкольном и начальном образовании базой физической культуры должна стать гимнастика. Гимнастика – средство оздоровления, инструмент формирования опорно-двигательного аппарата, правильного развития костной системы.
В международном гимнастическом сообществе (FIG) не все направления развиваются как виды спорта, есть направления общей гимнастики, которая и служит для популяризации общефизического развития. Во всем мире методики российской гимнастики признаны лучшими, и в нашей российской действительности разработаны образовательные преемственные программы по физической культуре с использованием гимнастики: для дошкольного образования - «Основы физического воспитания в дошкольном детстве»; для начального образования - «Физическая культура. Гимнастика»; для дополнительного образования «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики». Эти программы рекомендованы Министерством образования и науки РФ, обеспечены программами повышения квалификации педагогов и специалистов физической культуры и подкреплены учебно-методическим комплектом.
Программы включают изучение техники выполнения упражнений гимнастики: общеразвивающих, акробатических, танцевальных, элементов с предметами и позволяют решать те задачи физического развития, которые рекомендуются федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе эстетического воспитания. В гимнастическом мире ритмика – это все движения, выполняемые под музыку или ритмообразующий инструмент, позволяющие сформировать чувство ритма, музыкальности, навыки согласования движений с задаваемым ритмо-темповым рисунком.
И, конечно, я согласна с Ольгой Юрьевной, что детям с раннего возраста надо прививать чувство прекрасного. Ведь еще Платон говорил: «Боги подарили нам два вида искусства: гимнастику и музыку».
Министерство образования и науки России провело большую работу по созданию Концепции модернизации содержания предмета «Физическая культура. Гимнастика». Наши специалисты участвовали в этой работе, и мне кажется, что сейчас итоговая версия Концепции очень разумна и имеет научное обоснование.
18 октября в ОП РФ состоится круглый стол по вопросу модернизации предмета «Физическая культура», и мы пригласили министра образования и науки России на заседание, чтобы еще раз вместе убедиться в правильности выбранной стратегии развития физического воспитания в образовании, изложенной в Концепции.
Физическая культура включает: базовые виды – гимнастика, игры, туризм, а также ознакомление с различными видами спорта. Нам надо сохранить все направления физической культуры, тогда у детей с раннего дошкольного возраста будут складываться здоровые привычки, сформированные на знаниях и умениях правильно выполнять упражнения; будут интересны уроки; будет тяга к систематическим занятиям, и будет скамейка запасных для спорта.
В этой истории есть очень важное звено – педагоги, и государству необходимо, утвердив Концепцию, продумать систему обучения и повышения квалификации этого звена, чтобы в короткие сроки создать условия для реализации Концепции! Поверьте, педагоги и будущие педагоги физической культуры очень ждут этого.Рубрика: Образование
Оставьте свой комментарий
Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться
Комментарии (1)
Все рубрики
- Все рубрики
- Общество и власть
- Духовное наследие
- Актуальный комментарий
- Тюрьма
- Межнациональные отношения
- Семья
- Экология
- Молодежная политика
- Информационное общество
- Экономика
- Образование
- Международные отношения
- Предпринимательство
- Спорт
- Культура
- Внешняя политика
- Дети
- ЖКХ
- Здравоохранение
- Социальная политика
16.10.2017 13:25:18
Сатубалдиева Динара
гимнастика как популяризация физкультуры и спорта
Насколько в сознании большинства (родителей!)и школа, и спорт ассоциируются с тяжким трудом, настолько возможно изменить это ошибочное сознание, если с малых лет дети будут вовлечены в спорт через прекрасное. Гимнастика в сочетании с "качественной" музыкой, с красивыми костюмами и "волшебной, сказочной" постановкой номера, отвечает всем естественным природным потребностям ребенка для его физического и духовного развития и дает прекрасную базу для любого спортивного мотивационного зрелища. Таких детей не надо будет "загонять" в спорт, для них это будет интересный досуг, также как и ходить в кино, театр, концерты, прогулки
Ответить