RSS

Блог

  • + 0 -

    11 октября, 2017

    «Боги подарили нам два вида искусства: гимнастику и музыку»

    Автор: Ирина Винер-Усманова, комментарии 1

    Министр образования и науки России Ольга Юрьевна Васильева на днях выступила с предложением заменить один из часов физкультуры в школах на урок ритмики.

    «Новая дисциплина может сочетать элементы спортивной нагрузки и музыки», - отметила глава ведомства в ходе «Всероссийского родительского собрания».

    «Мы мало думаем и делаем для художественного воспитания наших детей, музыкального воспитания. Можно сделать третий урок – ритмику, спортивные движения под музыку», - сказала она в ответ на жалобы родителей о том, что третий урок физкультуры в неделю неинтересен детям.

    Прежде всего я поддерживаю нашего министра образования и науки в том, что музыкально-ритмическое воспитание является важным для детей всех возрастных групп. Что касается содержания предмета «Физическая культура», то оно должно включать в себя огромное разнообразие средств, направленных на решение разносторонних задач обучения и воспитания детей. Однако необходимо помнить, что все это должно осуществляться в соответствии с сенситивными периодами развития детей.

    Президент страны Владимир Владимирович Путин предложил сделать урок физической культуры основным предметом. Это значит, что заменить его ничем нельзя. И это выполнено!

    Теперь пора подумать о содержании урока. Это очень важный и очень своевременный посыл, так как запрос общества – воспитать здоровое поколение. А общество, которое взаимодействует с образованием, это, прежде всего, родители.

    Ситуация сегодняшнего дня тревожит не только родителей. Если в своем выступлении на Госсовете по вопросам внедрения ВФСК ГТО в 2014 году Президент нашей страны отмечал, что «в 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания, у половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30% нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, до 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки военнослужащих», то за последнее время заболевание опорно-двигательной системы стало одним из самых распространенных заболеваний. По статистике за последние 5 лет количество людей с заболеванием опорно-двигательного аппарата увеличилось: дети - 22%, подростки - 47%.

    Другая инициатива Президента – введение дополнительного третьего часа в неделю в учебный план предмета «Физическая культура». Этот дополнительный час не может быть оторван от двух других, поскольку учебный процесс непрерывен. Поэтому я не совсем понимаю, о чем говорят родители, которые жалуются министру о том, что третий урок неинтересен. Возникает вопрос: а два других?

    Предмет «Физическая культура», как и любой школьный предмет, должен иметь программу, в которой определен тематический и поурочный план. Урок физической культуры – это не досуг, а образовательный предмет. И если урок не интересен, значит, педагог не смог сделать урок интересным. Такие неинтересные уроки могут быть в любой другой предметной области, все зависит от учителя.

    Но, что я знаю наверняка, это то, что содержание предмета должно быть научно обосновано и соответствовать возрастной категории обучающихся.

    Так, в дошкольном и начальном образовании базой физической культуры должна стать гимнастика. Гимнастика – средство оздоровления, инструмент формирования опорно-двигательного аппарата, правильного развития костной системы.

    В международном гимнастическом сообществе (FIG) не все направления развиваются как виды спорта, есть направления общей гимнастики, которая и служит для популяризации общефизического развития. Во всем мире методики российской гимнастики признаны лучшими, и в нашей российской действительности разработаны образовательные преемственные программы по физической культуре с использованием гимнастики: для дошкольного образования - «Основы физического воспитания в дошкольном детстве»; для начального образования - «Физическая культура. Гимнастика»; для дополнительного образования «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики». Эти программы рекомендованы Министерством образования и науки РФ, обеспечены программами повышения квалификации педагогов и специалистов физической культуры и подкреплены учебно-методическим комплектом.

    Программы включают изучение техники выполнения упражнений гимнастики: общеразвивающих, акробатических, танцевальных, элементов с предметами и позволяют решать те задачи физического развития, которые рекомендуются федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе эстетического воспитания. В гимнастическом мире ритмика – это все движения, выполняемые под музыку или ритмообразующий инструмент, позволяющие сформировать чувство ритма, музыкальности, навыки согласования движений с задаваемым ритмо-темповым рисунком.

    И, конечно, я согласна с Ольгой Юрьевной, что детям с раннего возраста надо прививать чувство прекрасного. Ведь еще Платон говорил: «Боги подарили нам два вида искусства: гимнастику и музыку».

    Министерство образования и науки России провело большую работу по созданию Концепции модернизации содержания предмета «Физическая культура. Гимнастика». Наши специалисты участвовали в этой работе, и мне кажется, что сейчас итоговая версия Концепции очень разумна и имеет научное обоснование.

    18 октября в ОП РФ состоится круглый стол по вопросу модернизации предмета «Физическая культура», и мы пригласили министра образования и науки России на заседание, чтобы еще раз вместе убедиться в правильности выбранной стратегии развития физического воспитания в образовании, изложенной в Концепции.

    Физическая культура включает: базовые виды – гимнастика, игры, туризм, а также ознакомление с различными видами спорта. Нам надо сохранить все направления физической культуры, тогда у детей с раннего дошкольного возраста будут складываться здоровые привычки, сформированные на знаниях и умениях правильно выполнять упражнения; будут интересны уроки; будет тяга к систематическим занятиям, и будет скамейка запасных для спорта.

    В этой истории есть очень важное звено – педагоги, и государству необходимо, утвердив Концепцию, продумать систему обучения и повышения квалификации этого звена, чтобы в короткие сроки создать условия для реализации Концепции! Поверьте, педагоги и будущие педагоги физической культуры очень ждут этого.

    Рубрика: Образование

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (1)

  • 16.10.2017 13:25:18

    Сатубалдиева Динара

    гимнастика как популяризация физкультуры и спорта

    Насколько в сознании большинства (родителей!)и школа, и спорт ассоциируются с тяжким трудом, настолько возможно изменить это ошибочное сознание, если с малых лет дети будут вовлечены в спорт через прекрасное. Гимнастика в сочетании с "качественной" музыкой, с красивыми костюмами и "волшебной, сказочной" постановкой номера, отвечает всем естественным природным потребностям ребенка для его физического и духовного развития и дает прекрасную базу для любого спортивного мотивационного зрелища. Таких детей не надо будет "загонять" в спорт, для них это будет интересный досуг, также как и ходить в кино, театр, концерты, прогулки

    Ответить

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию