RSS

Блог

  • + 0 -

    29 января, 2016

    Место правозащитных НКО в «третьем секторе»

    Автор: Владимир Винницкий, комментариев нет

    На сегодняшний день формально правозащитной деятельностью может заниматься любое лицо, даже не владеющее русским языком и не имеющее юридического образования. Фактически такую деятельность осуществляют две группы – многочисленные правозащитные НКО и профессиональные юридические образования.

    Финансирование правозащитной деятельности указных групп официально происходит одинаково - через «третий сектор» путем распределения государственных грантов уполномоченными грантоператорами. На практике денежные средства получают именно НКО.

    Возникает вопрос: что такое правозащитная деятельность, кем и на каких условиях она должна регулироваться? Здесь необходимо обратиться к программе «Юстиция» и Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Защита права, оказание квалифицированной юридической помощи, представительство - все это должно осуществляться «лицами в соответствии с квалификационными требованиями, для которых обязательны установлены профессиональные стандарты и этические нормы».

    Загвоздка как раз заключается в том, что такие требования на правозащитные НКО вообще не распространяются.

    Если государство сегодня большую часть средств (4,2 млрд.!) реализует именно через НКО, то каким требованиям они должны соответствовать? Ответ на этот вопрос не урегулирован вообще ничем.

    Более того, в соответствии с разъяснением Президента и вносимыми в законодательство изменениями правозащитные некоммерческие организации вообще являются видом политических. И действительно, как минимум сомнительным выглядит имеющийся у многих из таких НКО статус социально ориентированных и правозащитных.

    В таких условиях финансирование, как и любая поддержка со стороны государства, представляется просто преступлением (тем более, что сам факт распределения грантов себя полностью дискредитировал и является ярким проявлением коррупции).

    Вместе с тем в России действует закон о бесплатной юридической помощи. Фактически данный закон был призван стать реализацией гарантий получения квалифицированной юридической помощи (в том числе бесплатной), закрепленных в Конституции РФ (ст. 48).

    Данный Федеральный закон устанавливает основные гарантии права граждан на БЮП и создает основу для развития региональных систем целевой юридической помощи, деятельность которых регулируется уже местным законодательством, поскольку финансирование этой сферы осуществляется за счёт регионального, а не федерального бюджета.

    Именно субъекты РФ с учетом региональных особенностей определяют, кто из предусмотренных Федеральным законом участников системы будет оказывать гражданам БЮП, каким будет объем и механизм финансирования этой помощи, какие дополнительные региональные категории граждан и в каких случаях будут иметь право на БЮП и т.д.

    В итоге на практике сложилась ситуация, когда жители различных регионов РФ наделены разными правами в сфере БЮП (как по категориям граждан, так и по объему помощи - ее видам и случаям).

    Проводимый Минюстом России на основе статистических данных мониторинг подтверждает низкий уровень эффективности правозащитной деятельности и необходимость ее совершенствования. К примеру, право на бесплатную юридическую помощь в России имеют примерно 26,5 млн. человек, но получают её лишь около 0,5% от этого количества!

    Когда речь идет о реализации конституционного принципа, такое положение дел просто недопустимо.

    Единственный способ обеспечить качество правозащитной деятельности – доверить ее профессионалам. Сделать это можно за счет перенаправления выделяемых так называемым «правозащитным НКО» денежных средств (грантов) в региональные или федеральный бюджеты для того, чтобы существенно расширить сферу действия закона о бесплатной юридической помощи и перечень случаев, когда за ней можно обратиться.

    В то же время правозащитным НКО, если они действительно готовы реализовывать цели и задачи, поставленные перед «третьим сектором», следует прибегнуть к инструментам, представленным федеральным законом N212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», оставив область представительства для профессионалов своего дела.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию