RSS

Блог

  • + 0 -

    29 января, 2016

    Баланс прав и обязанностей: представленный в ОП РФ законопроект не решает проблемы ОНК

    Автор: Владимир Винницкий, комментариев нет

    26 января в первом чтении был принят проект федерального закона №949326-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания». Накануне его нулевые чтения прошли в Общественной палате РФ.

    Необходимость совершенствования системы общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания назрела достаточно давно. В 2013 году Президент Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека подписал перечень поручений Пр-2230, согласно которому Правительство должно было подготовить соответствующие изменения в действующее законодательство.

    Представленная на рассмотрение концепция не соответствует одной из ключевых задач - улучшение деятельности общественных наблюдательных комиссий и, как следствие, установление более прозрачного и эффективного общественного контроля действий за соблюдением прав лиц, находящихся в местах лишения свободы.

    Проект федерального закона вновь игнорирует центральные вопросы деятельности членов общественных наблюдательных комиссий. Остается нерешенным вопрос финансирования работы правозащитников.

    Существующая модель обеспечения деятельности членов ОНК себя полностью не оправдала и представляет собой крайне непрозрачную «схему», ставящую в зависимость работу членов ОНК от «благосклонности» грантоператоров и НКО, получающих государственную поддержку.

    Практика говорит сама за себя: пока одни члены ОНК ведут деятельность за собственный счет, другие получают финансирование на откровенно сомнительную «правозащитную» деятельность, что становится возможным благодаря полной безотчетности.

    Абсолютно очевидно, что компенсация затрат членов ОНК, в том числе командировочных, должна производиться централизованно в соответствии с количеством потраченного времени и понесенных расходов.

    Вместе с тем, отдельного внимания требует вопрос предоставления членам ОНК гарантий, связанных с рисками, которым они подвержены в ходе работы постоянно. Существующая модель финансирования не предусматривает возмещение причиненного ущерба жизни и здоровью, в то время как перспектива получить такой ущерб остается вполне реальной.

    Кроме того, проект федерального закона дополнительно усложняет порядок формирования ОНК, фактически вводя дополнительный фильтр в виде региональных общественных палат.

    В то время как сама идея участия региональных палат в процессе формирования ОНК соответствует «чаяниям» правозащитников, в представленном виде она полностью перечеркивает концепцию, предлагаемую правозащитным сообществом.

    Механизм общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, так или иначе, вторгается в систему правоохранительных органов, обеспечивающих содержание не самой законопослушной части нашего общества, которая пребывает в пеницитарной системе. Среди них содержатся осужденные за терроризм, насильственные действия, массовые беспорядки и иные опасные преступления. Надзор за надлежащим исполнением закона осуществляет не просто прокуратура, а специализированные прокуроры.

    Вместе с тем закон об общественном контроле дает ни чуть не меньшие права лицам, выдвинутым НКО, которые не несут никакой ответственности за их добросовестность и соответствие предъявляемым требованиям. Более того, сами лица кроме как кодекса этики ничем не ограничены. Все это конечно приводит к тому, что некоторые члены ОНК злоупотребляют время от времени своими полномочиями, выполняют поручения за вознаграждения от осужденных или их родственников, провоцируют беспорядки и прочее. Доходит до того, что члены ОНК оказывают интимные услуги под видом оказания юридической помощи.

    В свете сказанного представляется целесообразным полный пересмотр процедуры формирования состава ОНК. Уже не раз отмечалось, что формирование, ротация комиссии должны производиться на местах общественными палатами и уполномоченными по правам человека, что позволит избежать включения в состав ОНК «случайных» людей. Кто как не они знают местную обстановку и всех реальных общественников, и кто как не они смогут принять необходимые меры в случаях, если будут выявлены злоупотребления, а иногда и противоправные действия тех, кто оказался в составе ОНК необоснованно.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию