RSS

Блог

  • + 0 -

    24 августа, 2015

    К вопросу о безопасных беспилотных летательных аппаратах

    Автор: Владимир Ковальчук, комментарии 2

    Я подготовил для Общественной палаты предложения о внесении изменений в федеральное законодательство в части вопросов приобретения и использования беспилотных летательных аппаратов. При работе над ними исходил, во-первых, из своего образования и опыта, а по образованию я - авиационный инженер, во-вторых, опираясь на свою деятельность как менеджера.
    Сегодня, с ростом использования в бытовых целях и для развлечений беспилотных летательных аппаратов весом до 30 килограммов – легких радиоуправляемых самолетов, вертолетов, коптеров и так далее – выросла угроза безопасности и здоровью людей. По нашим данным, таких аппаратов сейчас в России более миллиона. Задача, которую пришло время решить российским государственным органам, предельно проста: заполнить правовой вакуум, существующий в сфере применения беспилотных летательных аппаратов.

    Современные информационные технологии развиваются стремительно, широкое внедрение такой техники увеличивает угрозы безопасности.

    Во-первых, в неуправляемом воздушном пространстве до 300 метров высоты. Это и угроза для самолетов, заходящих на посадку и взлетающих, в случае, если кто-то захочет «попускать самолетики» рядом с аэропортами. Это угроза для линий электропередач и вышек связи – такой «самолетик» может их повредить, привести к техногенным происшествиям и чрезвычайным ситуациям.

    Во-вторых, такие аппараты могут подняться выше трехсот метров и оказаться в управляемом воздушном пространстве. Что будет, если такой аппарат попадет в турбину авиационного двигателя, – думать не хочется.

    О громких катастрофах с жертвами упоминаний, к счастью, нет. Но транспортная авиация уже в зоне опасности. В интернете некоторое время назад «гулял» рассказ о том, как германский беспилотный летательный аппарат столкнулся с грузовым самолётом, находившимся на стоянке. При этом столкновение произошло не само по себе и не по вине мальчика – любителя: аппаратом управлял специально подготовленный оператор, который не смог его затормозить и выключить двигатель.

    В-третьих, эти аппараты могут использоваться в криминальных и террористических целях. Напомню тем, кто не в курсе: первые беспилотные аппараты создавались, чтобы убивать. Почти сто лет назад, в 1916 году, американский инженер Элмер Сперри поднял в воздух «летающую торпеду», управляемую системой гироскопов.

    О потенциальной угрозе терроризма еще в 2004 году предупреждали специалисты Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии Московского физико-технического  института. Наибольшую опасность, по их мнению, представляет использование террористами беспилотных летательных аппаратов для доставки средств массового поражения. Но и в обычном оснащении беспилотники террористов могут причинить значительный ущерб. Уже тогда эксперты МФТИ говорили, что «защититься от мини-беспилотных летательных аппаратов террористов после старта будет практически невозможно, а потому основной акцент борьбы с этой угрозой должен быть сделан на превентивные действия, направленные на предотвращение угрозы на этапе подготовки к теракту».

    Очевидно, что справиться с этой проблемой нельзя только лишь усилиями спецслужб без привлечения общества. Мы должны адекватно осознавать угрозу и понимать потенциальные ее последствия.

    Наконец, неправильное использование беспилотных летательных аппаратов может серьезно навредить здоровью человека – разбить голову, повредить зрение… Как это случилось, к примеру, в прошлом году в Австралии: на соревнованиях по триатлону летающий механизм потерял управление и врезался в спортсменку. Женщину доставили в больницу, где провели операцию, наложив на голову три шва.

    Возникает угроза безопасности для сотен тысяч человек. А купить все это можно и в магазинах авиамоделей и игрушек, и в салонах связи, заказать по интернету. Я особо подчеркну: беспилотный летательный аппарат – вещь полезная, нужная, современная. Мы тоже используем её: при проведении спортивных соревнований «Майский гром» коптеры помогают нам следить за ходом состязаний, отслеживать ситуацию на трассе, в том числе безопасность участников и зрителей, делать уникальные фотографии и видео. Вообще использование беспилотных летательных аппаратов – это благо для многих отраслей экономики: строительство высотных зданий, контроль состояния линий трубопроводного транспорта, линий электропередач, проектирование крупных инфраструктурных проектов, геологоразведка, строительство дорог и многое другое.

    Поэтому для того, чтобы навести порядок в этом вопросе, необходимо регламентировать правила использования беспилотных летательных аппаратов. Наши предложения включают в себя две группы норм, закрепленных законодательно.
    К первой группе относится все, что связано с эксплуатацией: сертификация, государственная регистрация, категорирование летательных аппаратов, поддержание летной годности, обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности.
    Ко второй группе норм относятся требования к тем, кто продает такие аппараты (продажа только при предъявлении паспорта гражданина России, наличие разрешений для осуществления торговли, регистрация, уведомление о приобретении, информирование о правилах и порядке использования) и тем, кто покупает (обязательная сдача экзамена для получения сертификата по управлению подобным аппаратом).

    Считаю, что порядок управления должен быть везде: и на дороге, и на воде, и в воздухе. Наша инициатива позволит сделать воздушное пространство чуть безопаснее, а используемые по правилам беспилотные летательные аппараты сделают нашу работу эффективнее, а жизнь – интереснее.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (2)

  • 08.01.2016 20:04:34

    Ребенко Владислав

    Здравствуйте! Все форумы авиамоделистов шокированы ожиданием вступления в силу данного закона. Но не в плане самого закона, он нужен. Но вот возникает какой вопрос. Где регистрировать ЛА, что для этого нужно и т.д. У нас как всегда закон примут, понаказывают кучу народу, а потом будут разбираться, как же этому народу регистрировать свои ЛА чтобы быть законопослушным. Я вот сразу же пойду регистрировать свои рад. упр. ЛА если в законе будет сразу все прописано. Поэтому прежде чем вводить в действие закон надо все тщательно продумывать. Авиамоделизм весьма хороший способ отучить молодёжь глушить пиво и курить спайсы по закоулкам. Лучше бы нашим законникам не урезать подобных мне увлеченных людей, а делать хоть что-то по развитию у нас каких-нибудь авиамодельных федераций, станций юных техников и т.д. Мне 40. Занимаюсь радиоуправляемыми моделями лет уже 10. Увлечение поистине прекрасное. Сам проживаю в Ступино. Таких, как я у нас в Городе много, да и полетать есть где. Закон принимать конечно нужно, никто этого не отрицает. Но нужен такой закон, который не режет крылья нам-нормальным авиамоделистам. Просто не хочется чтобы этот закон породил очередную ступень бюрократии и привел к гибели авиамоделизма в России. Просто никто не спросил и не спросит мнения авиамоделистов. А это как мне кажется немаловажно. Хочется хорошего и понятного закона, не рубленного топором и не запрещающего всё на проч. Чтобы любой законопослушный гражданин всё сделал по закону без волокиты по полгода. Принёс нужные документы в регистрационный орган, зарегистрировал свой летательный аппарат, подал заявку диспетчеру и летай на здоровье ничего не нарушая. с уважением, Владислав Р.

    Ответить

  • 05.07.2018 01:52:12

    Краснов Алексей

    Сертификация

    Пока к сожалению так и не создан регламент по порядку сертификации данных объектов. Сертификация продукции в России проводится в соответствии с действующими регламентами ТС.

    Ответить

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию