Блог
-
24 августа, 2015
К вопросу о безопасных беспилотных летательных аппаратах
Автор: Владимир Ковальчук, комментарии 2
Я подготовил для Общественной палаты предложения о внесении изменений в федеральное законодательство в части вопросов приобретения и использования беспилотных летательных аппаратов. При работе над ними исходил, во-первых, из своего образования и опыта, а по образованию я - авиационный инженер, во-вторых, опираясь на свою деятельность как менеджера.
Сегодня, с ростом использования в бытовых целях и для развлечений беспилотных летательных аппаратов весом до 30 килограммов – легких радиоуправляемых самолетов, вертолетов, коптеров и так далее – выросла угроза безопасности и здоровью людей. По нашим данным, таких аппаратов сейчас в России более миллиона. Задача, которую пришло время решить российским государственным органам, предельно проста: заполнить правовой вакуум, существующий в сфере применения беспилотных летательных аппаратов.Современные информационные технологии развиваются стремительно, широкое внедрение такой техники увеличивает угрозы безопасности.
Во-первых, в неуправляемом воздушном пространстве до 300 метров высоты. Это и угроза для самолетов, заходящих на посадку и взлетающих, в случае, если кто-то захочет «попускать самолетики» рядом с аэропортами. Это угроза для линий электропередач и вышек связи – такой «самолетик» может их повредить, привести к техногенным происшествиям и чрезвычайным ситуациям.
Во-вторых, такие аппараты могут подняться выше трехсот метров и оказаться в управляемом воздушном пространстве. Что будет, если такой аппарат попадет в турбину авиационного двигателя, – думать не хочется.
О громких катастрофах с жертвами упоминаний, к счастью, нет. Но транспортная авиация уже в зоне опасности. В интернете некоторое время назад «гулял» рассказ о том, как германский беспилотный летательный аппарат столкнулся с грузовым самолётом, находившимся на стоянке. При этом столкновение произошло не само по себе и не по вине мальчика – любителя: аппаратом управлял специально подготовленный оператор, который не смог его затормозить и выключить двигатель.
В-третьих, эти аппараты могут использоваться в криминальных и террористических целях. Напомню тем, кто не в курсе: первые беспилотные аппараты создавались, чтобы убивать. Почти сто лет назад, в 1916 году, американский инженер Элмер Сперри поднял в воздух «летающую торпеду», управляемую системой гироскопов.
О потенциальной угрозе терроризма еще в 2004 году предупреждали специалисты Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии Московского физико-технического института. Наибольшую опасность, по их мнению, представляет использование террористами беспилотных летательных аппаратов для доставки средств массового поражения. Но и в обычном оснащении беспилотники террористов могут причинить значительный ущерб. Уже тогда эксперты МФТИ говорили, что «защититься от мини-беспилотных летательных аппаратов террористов после старта будет практически невозможно, а потому основной акцент борьбы с этой угрозой должен быть сделан на превентивные действия, направленные на предотвращение угрозы на этапе подготовки к теракту».
Очевидно, что справиться с этой проблемой нельзя только лишь усилиями спецслужб без привлечения общества. Мы должны адекватно осознавать угрозу и понимать потенциальные ее последствия.
Наконец, неправильное использование беспилотных летательных аппаратов может серьезно навредить здоровью человека – разбить голову, повредить зрение… Как это случилось, к примеру, в прошлом году в Австралии: на соревнованиях по триатлону летающий механизм потерял управление и врезался в спортсменку. Женщину доставили в больницу, где провели операцию, наложив на голову три шва.
Возникает угроза безопасности для сотен тысяч человек. А купить все это можно и в магазинах авиамоделей и игрушек, и в салонах связи, заказать по интернету. Я особо подчеркну: беспилотный летательный аппарат – вещь полезная, нужная, современная. Мы тоже используем её: при проведении спортивных соревнований «Майский гром» коптеры помогают нам следить за ходом состязаний, отслеживать ситуацию на трассе, в том числе безопасность участников и зрителей, делать уникальные фотографии и видео. Вообще использование беспилотных летательных аппаратов – это благо для многих отраслей экономики: строительство высотных зданий, контроль состояния линий трубопроводного транспорта, линий электропередач, проектирование крупных инфраструктурных проектов, геологоразведка, строительство дорог и многое другое.
Поэтому для того, чтобы навести порядок в этом вопросе, необходимо регламентировать правила использования беспилотных летательных аппаратов. Наши предложения включают в себя две группы норм, закрепленных законодательно.
К первой группе относится все, что связано с эксплуатацией: сертификация, государственная регистрация, категорирование летательных аппаратов, поддержание летной годности, обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности.
Ко второй группе норм относятся требования к тем, кто продает такие аппараты (продажа только при предъявлении паспорта гражданина России, наличие разрешений для осуществления торговли, регистрация, уведомление о приобретении, информирование о правилах и порядке использования) и тем, кто покупает (обязательная сдача экзамена для получения сертификата по управлению подобным аппаратом).Считаю, что порядок управления должен быть везде: и на дороге, и на воде, и в воздухе. Наша инициатива позволит сделать воздушное пространство чуть безопаснее, а используемые по правилам беспилотные летательные аппараты сделают нашу работу эффективнее, а жизнь – интереснее.
Рубрика: Актуальный комментарий
Оставьте свой комментарий
Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться
Комментарии (2)
Все рубрики
- Все рубрики
- Общество и власть
- Духовное наследие
- Актуальный комментарий
- Тюрьма
- Межнациональные отношения
- Семья
- Экология
- Молодежная политика
- Информационное общество
- Экономика
- Образование
- Международные отношения
- Предпринимательство
- Спорт
- Культура
- Внешняя политика
- Дети
- ЖКХ
- Здравоохранение
- Социальная политика
08.01.2016 20:04:34
Ребенко Владислав
Здравствуйте! Все форумы авиамоделистов шокированы ожиданием вступления в силу данного закона. Но не в плане самого закона, он нужен. Но вот возникает какой вопрос. Где регистрировать ЛА, что для этого нужно и т.д. У нас как всегда закон примут, понаказывают кучу народу, а потом будут разбираться, как же этому народу регистрировать свои ЛА чтобы быть законопослушным. Я вот сразу же пойду регистрировать свои рад. упр. ЛА если в законе будет сразу все прописано. Поэтому прежде чем вводить в действие закон надо все тщательно продумывать. Авиамоделизм весьма хороший способ отучить молодёжь глушить пиво и курить спайсы по закоулкам. Лучше бы нашим законникам не урезать подобных мне увлеченных людей, а делать хоть что-то по развитию у нас каких-нибудь авиамодельных федераций, станций юных техников и т.д. Мне 40. Занимаюсь радиоуправляемыми моделями лет уже 10. Увлечение поистине прекрасное. Сам проживаю в Ступино. Таких, как я у нас в Городе много, да и полетать есть где. Закон принимать конечно нужно, никто этого не отрицает. Но нужен такой закон, который не режет крылья нам-нормальным авиамоделистам. Просто не хочется чтобы этот закон породил очередную ступень бюрократии и привел к гибели авиамоделизма в России. Просто никто не спросил и не спросит мнения авиамоделистов. А это как мне кажется немаловажно. Хочется хорошего и понятного закона, не рубленного топором и не запрещающего всё на проч. Чтобы любой законопослушный гражданин всё сделал по закону без волокиты по полгода. Принёс нужные документы в регистрационный орган, зарегистрировал свой летательный аппарат, подал заявку диспетчеру и летай на здоровье ничего не нарушая. с уважением, Владислав Р.
Ответить
05.07.2018 01:52:12
Краснов Алексей
Сертификация
Пока к сожалению так и не создан регламент по порядку сертификации данных объектов. Сертификация продукции в России проводится в соответствии с действующими регламентами ТС.
Ответить