RSS

Блог

  • + 0 -

    29 июня, 2015

    Национальная безопасность России и ограничения прав граждан: российский и европейский судебные подходы

    Автор: Владимир Винницкий, комментарии 1

    В свете последних политических и экономических событий в мире наша страна столкнулась с рядом угроз своей национальной безопасности, что заставило многих вспомнить о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537.

    Это документ стратегического и концептуального характера, однако, его реализация (или отсутствие таковой) ощутима и осязаема для граждан и общества в целом. Поэтому важность вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности России и ее граждан, не вызывает никаких сомнений.

    Ключевую роль в области обеспечения национальной безопасности играют судебные органы, в частности Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ). Вместе с тем в решениях КС РФ регулярно находят свое отражение лишь отдельные аспекты института национальной безопасности, наиболее значимый из них связан с ограничением прав граждан в целях национальной безопасности.

    В рамках соотношения возможности реализации прав и свобод в полном объеме и необходимых в любом обществе ограничений этих прав национальная безопасность в качестве одной из причин такого ограничения понимается как совокупность достаточных мер, способов, типов предотвращения, разрешения, ликвидации последствий общественно опасных посягательств при недопущении возникновения ситуации умаления прав (п. 2 мотивировочной части Постановления КС РФ от 21.05.2013 №10-П).

    При этом должны быть соблюдены принципы юридического равенства и соразмерности, баланса интересов отдельных лиц и необходимости государственных гарантий прав и свобод человека в целом (Постановление КС РФ от 14.02.2013 №4-П). Соблюдения указанных критериев не требуется, если речь идет об ограничении права на въезд и постоянное проживание на той или иной территории с целью осуществления сделок с землей для обеспечения такой узкой составляющей национальной безопасности, как функционирование особых режимных объектов в закрытом административно-территориальном образовании (абз. 3 п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 24.01.2013 №119-О).

    Только такой вид национальной безопасности, как экономическая, признан одной из основ суверенитета (п. 2 мотивировочной части Постановления КС РФ от 26.11.2012 №28-П). Возникает вопрос: являются ли иные виды национальной безопасности, особенно в области внутригосударственного механизма обеспечения выполнения международных обязательств в данной сфере, элементами указанной составляющей основ конституционного строя. Исходя из концепции глобальной незащищенности, должно быть обеспечено единство внутригосударственного и международного элементов безопасности. Следовательно, необходимо установить единство правового режима для всех составляющих национальной безопасности с целью обеспечения соответствия современным тенденциям в области международного права.

    Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), в свою очередь, указал, что он осознает, с какими большими трудностями сталкиваются в настоящее время государства в рамках обеспечения национальной безопасности, в том числе в определении субъекта ее обеспечения, однако он также осознает и необходимость четкости, слаженности работы органов в данной сфере, поэтому такой субъект должен быть четко установлен (п. 79 решения от 15.11.1996 по делу «Шааль против Соединенного Королевства»). В практике КС РФ это сделано не было, ведь согласно ст. 114 Конституции РФ субъектом обеспечения безопасности является Правительство РФ.

    Также ЕСПЧ четко сформулировал сущность национальной безопасности – защита жизненных интересов нации (п. 7 решения от 27.12.1999 по делу «Смит и Греди против Соединенного Королевства»). В пункте 87 решения от 22.03.2001 по делу «Streletz, Kessler и Krenz против Германии» ЕСПЧ указал, что соображения национальной безопасности не могут являться основой для явного нарушения прав человека, особенно права на жизнь, высшей ценности в иерархии прав человека на международном уровне, иначе принимаемые меры не будут считаться правовыми.

    При этом ограничения прав человека с точки зрения соблюдения требований национальной безопасности, с точки зрения права включают в себя гибкость, предсказуемость, которые проявляются не только в рамках совокупности правовых норм постоянного действия, а также толкование, осуществляемое всеми судебными инстанциями государства, и иные легкодоступные для восприятия и оценки способы направления правовой практики (п. 21 решения ЕСПЧ от 17.02.2004 по делу «Маэстри против Италии»). Поэтому для ограничения прав человека должны быть применены следующие критерии – необходимость в демократическом обществе, пропорциональность (соответствие ограничения и защищаемого интереса), разумность (логическая связь между ограничением и его целью), чего, исходя из вышеприведенной практики КС РФ, сделано не было.

    В качестве основания ограничения прав лиц для целей национальной безопасности Суд европейских сообществ использует такой критерий как пропорциональность. При этом пропорциональными признаются средства правового регулирования, которые, в частности, не превышают мер, необходимых для достижения своей цели (решение Суда европейских сообществ от 04.02.1988 по делу №261/85 «Европейская комиссия против Соединенного Королевства»).

    Таким образом, судебную практику высших судебных инстанций РФ необходимо привести в соответствие с международной в части определения баланса интересов «национальная безопасность – права человека». В противном случае, мы не сможем обеспечить ни национальную безопасность страны, ни права и законные интересы наших граждан.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (1)

  • 23.08.2018 18:10:15

    Ермакова Елена

    В наше время взять лучшие микрозаймы сумеет почти любой клиент. Существует невероятно много различных МФО, где все смогут взять выгодный займ как с неплохой, так и взять займы с плохой кредитной историей. Прямо сейчас развелось очень много различных банков и МФО. Это хорошо. Можно выбрать любую организацию, с пригодными для вас условиями. Только найти такую организацию трудно, для этого нужно пролистать всю сеть. Не очень давно появился вебсайт «vzyat-mikrozajm.ru», который позволит разрешить дилемму с розыском МФО. На сайте имеется перечень самых лучших фин. Учреждений, которые дают займы. Поэтому, вы будете подбирать организацию для получения кредита – из списка лучших заведений. Лучшие займы доуступны вам на портале. У вас получится подробнее ознакомиться с любой МФО и сможете подобрать лучшую. Это кардинально укоротит поиск нужных для вас условий. Займ без справок - заполучить довольно не сложно. Сумма, будет не большой, но займ можно получить в течении краткого времени. Вам смогут выдать такой займ, почти сразу после одобрения заявки. Если вам нужна не большая сумма денег займа, в таком случае вам подойдут такие условия. Займ по паспорту – разрешит взять наиболее высокую необходимую сумму. Для этого необходимо предоставить паспорт. Подобный кредит легко взять. Займы под 0%. На сайте вы сумеете отыскать такие организации, в которых предоставляют подобный займ. Таких веб-сайтов мало, но они имеются. Самые основные плюсы получения нужной суммы в микро финансовой организацией: 1. Очень быстро и выгодно. 2. Понадобится минимум документов. Ежели вам срочно понадобился микрозайм на карту, тогда посетите интернет-сайт, где можно найти список наихороших микро финансовых организаций. И возьмите займ на очень хороших условиях.

    Ответить

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию