RSS

Блог

  • + +1 -

    23 августа, 2010

    Наполнить закон антикоррупционным содержанием

    Автор: Борис Альтшулер, комментарии 1

    Мне, как и многим представителям старшего поколения, не нравится слово «полиция». Но дело, конечно, не в названии. И надо смотреть вперед. России, как воздух, нужна цивилизованная не коррумпированная полиция, как, например, в соседней Финляндии, где полицейскому, как ни старайся, не объяснишь всем у нас понятную шутку: «пистолет дали, фуражку дали, дальше - сам» (о финской полиции см. напр. в «Новой газете», 12.07 2010). Новый закон «О полиции» - это уникальный исторический шанс покончить с системой «кормления» и «крышевания», и мы не вправе этот шанс упустить. Покончить с этой системой можно только создав эффективные механизмы внешнего контроля, как это практикуется во всех развитых странах. – Потому что природа человека везде одинакова, везде, на должностях любого уровня, есть желающие использовать служебное положение в целях личной наживы, и для профилактики этих злоупотреблений создаются соответствующие целевые инструменты контроля.

    К сожалению, в этом ключевом вопросе представленный на всенародное обсуждение вариант законопроекта всё оставляет «как всегда». Обратим внимание, что статья 51 «Государственный контроль деятельности полиции» - одна из самых коротких и бессодержательных. В первой из двух ее частей декларируется контроль со стороны Президента, палат Федерального собрания, Правительства и судебных органов, но не предлагается никаких конкретных механизмов этого контроля. Вторая часть – о ведомственном самоконтроле. И всё! А где же принятые в 2002 г. на 71 Генеральной ассамблее Интерпола «Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах», которые, как утверждают разработчики законопроекта (см. интервью заместителя министра внутренних дел С.П. Булавина, «Известия», 10.08.2010), служили образцом при его написании? Между тем в статье 4 этих «Стандартов» недвусмысленно рекомендуется законодательно учредить «тот или иной механизм – надзорный орган или группу надзорных органов – для наблюдения за функционированием систем и исполнением мер, установленных для предупреждения, выявления, наказания и искоренения коррупции в полицейских ведомствах и органах, и за адекватностью и эффективностью таких систем и мер». Предложения по исправлению законопроекта в части государственного контроля деятельности полиции см. ниже.

    Я полностью согласен с Президентом России и другими участниками совещания в Пятигорске 19 августа в том, что в законе необходимо конкретизировать процедуры общественного контроля деятельности полиции. Важнейший инструмент общественного контроля – беспристрастное выяснение мнения о деятельности полиции граждан, проживающих на территории обслуживания, что и декларируется в статье 9 законопроекта. Однако часть 7 этой статьи гласит, что изучение и учет мнений граждан осуществляется Федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. И ни слова о внешнем аудите, о независимых от полиции или ее высокого руководства социологических замерах (см. ниже п. 3 дополнений в законопроект).

    Нельзя не согласиться с выражаемой многими критиками законопроекта озабоченностью недостаточно четко определенными правами полиции по принудительному вторжению в жилище, применению оружия на поражение, использованию средств связи и транспортных средств граждан, возможными злоупотреблениями реестрами персональных данных и т.п. При этом ясно, что озабоченность эта продиктована убеждением, что все эти права получают люди, сознающие свою заведомую ненаказуемость и бесконтрольность – как это, в основном, имеет место у нас в настоящее время. А, например, финский или американский полицейский, наоборот, точно знает, что любое его незаконное действие будет практически со стопроцентной гарантией выявлено - со всеми тяжелейшими для его личной судьбы последствиями. Вот почему так важен внешний контроль. И также важно, чтобы личный номерной знак полицейского, был доступен гражданам для ознакомления и записи.

    Итак, в связи со сказанным предлагается внести в законопроект следующие изменения и дополнения:

    1) Дополнить часть 1 статьи 51 законопроекта текстом следующего содержания: «Правительству Российской Федерации учредить в Министерстве юстиции Российской Федерации управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в полиции, сотрудники которого наделены федеральным законодательством правом осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении сотрудников полиции». Необходимо также законодательно конкретизировать полномочия данного контрольного органа, порядок предоставления им информации Президенту, другим указанным в законопроекте субъектам государственного контроля полиции, а также населению, порядок внешнего контроля деятельности самих сотрудников данного контрольного управления.

    2) В части 2 статьи 51 законопроекта зафиксировать законом предложение Министра внутренних дел России Р.Г. Нургалиева («Служба собственной безопасности МВД станет более засекреченной», - «Российская газета», 24.11.2009) о прямом подчинении управлений ДСБ МВД на местах центральному аппарату МВД. По мнению ведущих правозащитников одно это могло бы уменьшить коррупцию милиции на местах на 90% (не исключено, что именно по этой причине идея Министра пока «не пошла»).

    3) Часть 8 статьи 9 законопроекта изложить в следующей редакции: «Мнение граждан о деятельности полиции является одним из основных критериев официальной оценки ее работы. Социологические исследования по выяснению мнения граждан о деятельности полиции осуществляются уполномоченными Правительством Российской Федерации специализированными организациями». (Пояснение. В июле с.г. я, совместно с представителем Председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальным опросам и демографической политике, встречался с руководством и специалистами ВЦИОМ по теме организации на местах независимых от местных и региональных властей «локальных» замеров отношения населения к деятельности тех или иных органов и служб социальной сферы; обсуждали мы при этом и проблему выяснения отношения населения к деятельности правоохранительных органов. Сухой остаток этих переговоров: проблема решаема и не очень затратна для бюджета, ВЦИОМ, его отделения и специалисты на местах способны организовать по всей стране требуемые локальные опросы и социальные замеры).

    4) В части 6 статьи 25 (о специальном жетоне с личным номером) указать, что жетон должен быть закреплен на форме полицейского таким образом, чтобы личный номер был виден, и что полицейский обязан предоставить возможность записать его личный номер по первому требованию любого гражданина (включая случайного прохожего). Несколько дополнительных соображений.

    - Судебный контроль деятельности полиции. Эта тема в законопроекте не раскрыта вообще, что очень плохо. Конечно, говорить о реальном судебном контроле можно только в условиях реальной независимости суда, о чем сегодня можно только мечтать. Но, повторюсь, надо смотреть вперед. Независимость суда – это персональная независимость судьи, и давно назревшая мера в этом направлении – освобождение судей от диктата председателей судов. В этом же ключе вызывают серьезную озабоченность предложения о создании единого следственного комитета. Всякая монополизация есть угроза создания очередного ведомственного «государства в государстве». В Российской империи практиковалось, а сейчас существует в ряде стран, нечто совсем иное – предельно демонополизированное следствие: система независимых следственных судей. Вот такие следственные судьи и могут осуществлять систематический судебный контроль деятельности полиции.

    - Критики законопроекта указывают на обилие в нем размывающих законодательство отсылочных норм. И с этим невозможно не согласиться. Но одной отсылочной нормы в нем явно не хватает. Президент России не раз заявлял, что вопросы финансового обеспечения полицейских, их социальных гарантий и льгот будут регулироваться отдельным законом. Желательно, чтобы это было закреплено отсылочной нормой в Главе 8 («Социальная защита сотрудника полиции») обсуждаемого законопроекта.

    - Согласен с критиками законопроекта, предлагающими исключить пункт 9 части 1 статьи 2 и пункт 24 части 1 статьи 12, узаконивающие коммерческую («на договорной основе») охранную деятельность полиции.

    Полагаю, что при учете указанных выше предложений провозглашаемые законопроектом приоритеты преодоления коррупции в правоохранительных органах, возвращения доверия к ним граждан, гуманизации форм и методов работы полиции приобретут реальное практическое содержание, что кардинально изменит к лучшему жизнь людей в Российской Федерации.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (1)

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию