RSS

Блог

  • + 0 -

    05 марта, 2015

    Налоговая тайна ни для кого не тайна

    Автор: Владимир Винницкий, комментариев нет

    Общественная палата России рассмотрела инициативу, которой предусмотрено расширение перечня субъектов, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

    Так, предлагается предоставить право получать от налоговых органов сведения, составляющие налоговую тайну, финансовым органам субъектов РФ, финансовым органам муниципальных образований, а также антимонопольным органам.

    Попробуем оценить предложенные изменения с точки зрения складывающей мировой практики обмена налоговой информации.

    1. Налоговая тайна в НК РФ определена по критериям, значимым для организации международного обмена информации, в частности, по критерию обстоятельств получения информации. Все, что налоговый орган получает от налогоплательщика или получает в ходе налогового контроля или иной своей деятельности, по общему правилу, он никому не вправе передать, если на то нет прямого указания в законе. Таков международный подход к определению оснований для применения режима налоговой тайны, при этом, если подобный режим не будет обеспечиваться указанным образом, это, безусловно, затруднит взаимодействие с иностранными налоговыми органами по передаче информации по запросам российских налоговых органов. Несоблюдение режима налоговой тайны (или риски такого несоблюдения) в отношении передаваемой информации - самостоятельное основание для отклонения запроса.

    2. Согласно международной практике из режима налоговой тайны допускаются исключения в плане передачи получаемой информации в другие государственные органы, исходя из публичного интереса, если государственный орган, получивший соответствующую информацию, продолжает обеспечивать ее конфиденциальность (особенно в части привязки соответствующих данных к личности конкретного налогоплательщика). Таким образом, с позиции налогового регулирования предлагаемые Правительством РФ изменения в режим налоговой тайны принципиально допустимы, однако весьма спорны, если перейти к их детальному анализу.

    Иначе говоря, предлагаемые изменения о доступе к налоговой тайне, в части муниципальных и региональных финансовых органов могут быть обоснованы, но нуждаются в конкретизации и совершенствовании. Действительно, для составления проектов региональных и местных бюджетов необходима информация о характеристиках объектов налогообложения по соответствующим налогам, подлежащим применению налоговым льготам (в конкретном выражении и исчислении, а не на уровне абстрактного их определения в законе). Все это используется в расчете так называемого «налогового потенциала» региона или муниципального образования по тому или иному налогу. В условиях, когда органы ФНС России не предоставляют соответствующую информацию или предоставляют в недостаточном объеме региональные или финансовые органы могут оказаться в ситуации, когда они вынуждены нарушать методологию составления проекта бюджета, вытекающую из требований Бюджетного кодекса РФ. Вместе с тем это не отменяет обязанности законодателя четко определить в самом налоговом законодательстве допустимую к передаче региональным и местным финансовым органом информацию, защищаемую в рамках режима налоговой тайны. В дальнейшем должны быть внесены изменения в бюджетное законодательство, которые бы дополнительно обеспечивали сохранение режима конфиденциальности для полученной соответствующими финансовыми органами информации.

    3. Необходимость расширения доступа к информации, составляющей налоговую тайну, иных органов, в частности, антимонопольных вызывает серьезные сомнения и может повредить участию Российской Федерации в системе международного обмена информации, что критически значимо в плане реализации инициатив президента и правительства по имплементации законодательства о деофшоризации.

    При этом при рассмотрении предложенных законодательных инициатив следует учитывать и позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, исходит из интересов налогоплательщиков и принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере. Именно поэтому в федеральном законодательстве и предусмотрен ограниченный режим доступа к налоговой тайне путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях (см. Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 г. №317-О).

    Однако при всей обоснованности и всех перспективах представленных законопроектов все-таки вызывает опасения последовательное «размывание» института налоговой тайны. В конечном итоге, это приведет к тому, что налоговая тайна не будет ни для кого тайной.

    Следовательно, вопрос о расширении перечня субъектов, имеющих доступ к налоговой тайне, должен быть решен законодателем весьма деликатно: с одной стороны, не умаляя значения налоговой тайны, с другой стороны, следуя вызовам мировой практики международного обмена налоговой информации.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию