RSS

Блог

  • + 0 -

    01 декабря, 2014

    Проект «За чистый Урал и безопасное наследие для грядущих поколений: экспертный подход»

    Автор: Владимир Винницкий, комментариев нет

    Проект «За чистый Урал и безопасное наследие для грядущих поколений: экспертный подход»

    В современных реалиях обеспечение экологической безопасности населения на мировом и локальном уровне связано со строгим, регламентированным использованием и функционированием объектов повышенной опасности.

    Объекты атомной промышленности несут наибольшую потенциальную угрозу, поскольку сбои в их функционировании могут иметь самые неблагоприятные последствия для окружающей среды и всего общества.

    Проблема создания атомной бомбы в 40-х гг. XX в. волновала государство больше, чем круг возможных последствий этого шага. Впрочем, предугадать их было не всегда возможно.

    Атомная энергетика возникла позже, в ней использовались менее обогащенные химические элементы.

    Центры атомной промышленности создавались и все еще функционируют по всей стране в виде специальных комплексов, расположенных, как правило, в ЗАТО.

    На территории Свердловской области находятся крупнейшие производственные объекты, использующие ядерную энергию:

    - ОАО «Уральский электрохимический комбинат» (г. Новоуральск);
    - ОАО «Институт реакторных материалов» (г. Заречный);
    - Белоярская атомная электростанция им. И. В. Курчатова (г. Заречный).

    На сегодняшний день объем накопленных радиоактивных отходов на этих предприятиях составляет сотни тысяч кубических метров. Кроме того в результате производственной деятельности и выводу из эксплуатации объектов атомной промышленности ежегодно производится не менее 1000  кубических метров  в год. На каждом предприятии создана своя система безопасности и нейтрализации радиоактивных отходов, но предприятия не занимаются окончательной изоляцией радиоактивных отходов (этим занимается РосРАО).

    Между тем технологии использования ядерной энергии совершенствуются, а радиоактивные отходы накапливаются и складируются. Сами по себе эти процессы всегда несут риск создания угрозы жизни и здоровья населения, а также загрязнения окружающей среды. Данные риски иногда воплощаются в глобальные техногенные катастрофы (Чернобыльская АЭС, Кыштымская авария, многочисленные аварии на Белоярской АЭС и т.д.).

    Отношение наших граждан к предприятиям атомной промышленности в стране не всегда и не во всех регионах одинаково. Есть элемент недоверия людей, основанного на незнании реального положения дел в этой сфере, и этот элемент необходимо устранять.

    Таким образом, крайне важно укрепить взаимодействие атомной промышленности с институтами гражданского общества с помощью правовых форм, предусмотренных Федеральным законом №212-ФЗ от 21.07.2014 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

    Стоит отметить, что общественный контроль в сфере атомной промышленности уже имеет некоторое развитие, о чем свидетельствуют последние встречи представителей Госкорпорации «Росатом» с членами Общественной палаты Российской Федерации, деятельность Общественного совета при Госкорпорации «Росатом» и разовые мероприятия общественного контроля в регинах.

    К примеру, 20.11.2014 Общественная палата Российской Федерации и Общественная палата Свердловской области провели совместное расширенное заседание на базе Уральского электрохимического комбината (г. Новоуральск).

    Комбинат специализируется на обогащении урана, в 1961 г. на нем впервые в мировой практике включен промышленный участок газовых центрифуг, которые обогащали уран-235 до степени 90% при вращении со скоростью 1500 оборотов в секунду.

    В 1951 г. на Комбинате была испытана атомная бомба с комбинированным зарядом из плутония и урана-235.

    В современных условиях Комбинат использует уникальное оборудование, передовые технологии, является крупнейшим в мире предприятием по обогащению урана.

    На заседании выступили с докладами Генеральный директор Комбината, Начальник отдела по радиационной безопасности комбината, Первый заместитель Главы Администрации города Новоуральск, представитель Регионального Центра МЧС России по Свердловской области.

    В ходе заседания было отмечено, что по результатам последней проверки на Комбинате было выявлено 50 нарушений, 48 из которых будет устранено в течение следующего года.

    Участники заседания посетили хранилище твердых радиоактивных отходов и основной цех по производству обогащённого урана-238. Начальник Специального управления ФПС № 5 МЧС России продемонстрировал единственного в Свердловской области робота, предназначенного для дистанционного тушения пожаров.

    По итогам заседания участники пришли к выводу о том, что Комбинат соответствует всем экологическим стандартам, как российским, так и мировым.

    Доза гамма-излучения составляет 0,06 мк3в/час, что значительно ниже фонового значения 0,3 мк3в/час. На 3 млн кубических метров снижен объем сточных вод в поверхностные водные объекты. На 78 тонн сокращен выброс загрязняющих химических веществ. На 956 тонн уменьшен объем образования отходов производства и потребления. На 175 кубических метров снижен объем образования твердых радиоактивных отходов. Общее потребление энергии снижено на 288 657 ГДж.

    Стороны выразили надежду на то, что администрация Комбината и в дальнейшем будет выделять необходимые средства в создание и развитие условий по обеспечению радиационной безопасности.

    Аналогичное мероприятие планируется провести на всех объектах атомной промышленности и иных предприятиях, призванных обеспечивать ядерную и радиационную безопасность, в Свердловской области.

    Между тем такая практика должна носить не разовый, избирательный, а постоянный характер, для чего необходимо построение организованной системы общественного контроля в атомной промышленности с определенным кругом задач и направлений.


    Задачи данного вида общественного контроля:

    1.    Информирование общественности о состоянии ядерной и радиационной безопасности в России.
    2.    Распространение полученной информации в СМИ.
    3.    Представление информации в профильные органы государственной власти (в том числе, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации).
    4.    Ведение общественного контроля и радиационного мониторинга в местах производства, хранения, переработки и транспортировки радиоактивных материалов.
    5.    Составление квартальных и годовых аналитических докладов по ранее проведенному мониторингу.

    Направления реализации общественного контроля в сфере атомной промышленности:

    •    создание общественных информационно-аналитических центров, предназначенных для достоверного информирования населения по всем аспектам работы атомного комплекса, сбора вопросов населения и организация ответов на них, проведение мероприятий по базовому экологическому образованию;
    •    проведение информационных встреч с населением;
    •    создание специальных общественных комиссий при общественных палатах тех регионов (муниципальных образований), на территории которых расположены объекты атомной промышленности;
    •    сбор информации о загрязнениях окружающей среды, организация общественного ядерного и радиационного мониторинга;
    •    обследование состояния здоровья населения независимыми экспертами;
    •    проведение комплекса научно-исследовательских работ;
    •    проведение общественных экспертиз и общественных слушаний на объектах атомной промышленности.

    Одновременная и постоянная реализация всех направлений общественного контроля в сфере атомной промышленности позволит повысить уровень ядерной и радиационной безопасности на объектах, а также доверие населения к данной отрасли.

    Осуществление общественного контроля по многим направлениям (в том числе в сфере атомной промышленности) требует использования экспертного подхода.

    Любое мероприятие в сфере общественного контроля должно обладать свойствами «пули»: попадать в «десятку» и достигать поставленную цель, исключая пустопорожнюю болтовню.

    Исходя из этого, в Общественной палате Свердловской области создан Экспертный совет, в состав которого входят признанные представители науки и иных отраслей знаний, имеющих специальный характер: ВПК, АПК, промышленности, медицины, информационных технологий, инноваций, права и других.

    Численность Экспертного совета насчитывает более 120 экспертов, имеющих за плечами тысячи научных публикаций и проведенных исследований, знающих специфику функционирования тех или иных процессов, что особо важно для осуществления общественного контроля в самых разнообразных сферах.

    Работа Экспертного совета строится таким образом, что экспертам предоставляется возможность не только участвовать в текущих мероприятиях общественной палаты, но и инициировать рассмотрение тех или иных значимых проблем (с предоставлением соответствующего доклада), которые могут быть причиной неблагоприятных для общества последствий и которые могут быть рассмотрены в рамках деятельности общественной палаты и Российской ассоциации общественного контроля.

    Это есть «сладкая изюминка» для научного собщества, представители которого зачастую остаются НЕВОСТРЕБОВАННЫМИ и НЕУСЛЫШАННЫМИ.

    С учетом изложенного, работа общественных палат должна совершенствоваться и стремиться к более эффективным результатам, имеющим экспертный, а не голословный вид. Чтобы данный подход стал общим принципом деятельности, он должен найти отражение в разрабатываемом модельном законе об организации деятельности общественных палат в регионах.

    Однако работа экспертных советов невозможна без создания тех условий, которые обеспечивают организацию и культуру дискуссии. Рассмотрение общественно значимых и проблемных вопросов требует тщательной предварительной проработки, которая состоит из нескольких неотъемлемых этапов:

    •    изучение темы обсуждения;
    •    изучение источников информации по теме обсуждения (нормативно-правовой базы, методических и аналитических материалов, информации из СМИ и т.д.);
    •    экспертная консультация;
    •    сбор, анализ и обработка полученной информации по теме обсуждения;
    •    направление необходимых запросов в органы государственной и муниципальной власти, организации и объединения, а также иным заинтересованным лицам;
    •    определение круга лиц, заинтересованных и компетентных в теме обсжудения;
    •    рассылка предварительных материалов заинтересованным лицам, информирование СМИ о предстоящем обсуждении;
    •    назначение времени проведения мероприятия, определение состава участников, подготовка проекта постановления, сбор тезисов предстоящих выступлений;
    •    рассылка пресс-релизов в СМИ;
    •    проведение заседания: надлежащая организация дискуссии – гарантия успеха. Особую роль играет экспертная составляющая;
    •    подготовка пост-релиза и распространение информации в СМИ
    •    мониторинг результатов проведенного мероприятия;
    •    конечная цель мероприятия - подготовка квалифицированного заключения, соответствующего формату органов государственной власти, компетентных в решении поставленного вопроса.

    Принципиально важным является предварительное раскрытие участниками своих тезисов (аргументов, выводов), чтобы подготовка иных участников строилась с учетом конкретных предложений, замечаний и рекомендаций.

    Данными материалами должны быть обеспечены все участники обсуждения (рассылка на электронную почту, раскладка на столах, демонстрирование в рамках презентации).

    Исходя из этого, модератор обсуждения определяет порядок и регламент выступления участников с таким расчетом, чтобы дискуссия не превращалась в описание своих «личных подвигов или неприятностей», а была предметной, соответствовала повестке мероприятия и предложенным тезисам обсуждения, концентрировалась на конкретных замечаниях и противоречиях, которые необходимо разрешить.

    Должна быть соблюдена культура дискуссии: недопустимо превращать ее в «базар», речь должна идти о вопросах, ранее озвученных, проработанных и представленных участниками, с соответствующим визуальным сопровождением (видео, фото, презентация), раздаточным материалом.

    По окончании выступления слово должно быть предоставлено экспертам, которые с учетом своей компетентности способны высказать заключительные суждения и оценить уже озвученные тезисы (возможность и необходимость  их реализации).

    После этого экспертное сообщество и представители общественности и органов власти вырабатывают итоговое решение, содержащее самые эффективные, практически и социально значимые результаты обсуждения.

    Только при соблюдении этих условий результат работы общественной палаты может быть внимательно рассмотрен органами власти (в особенности, органами законодательной власти), кому этот результат, собственно, и адресован.

    Поэтому, чтобы избежать популистских рассуждений на тему «все хорошее против всего плохого», надо строить работу общественной палаты на принципах привлечения к участию в работе компетентных участников и, самое главное, экспертов.

    Но привлечение экспертов на разовой и спонтанной основе неэффективно, поскольку исключает компетентную предварительную проработку темы и правильное применение к ней специальных экспертных познаний.

    Презентация проекта

    Рубрика: Экология

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию