RSS Eng

RSS

Печать

Состояние иммунопрофилактики в Российской Федерации

В слушаниях приняли участие Члены Общественной палаты Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, предста-вители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Роспотребнадзора России, Росздравнадзора России, ФМБА России, Российской Академии медицинских наук, федеральных представительств и ре-гиональных общественных палат, руководители департаментов (комитетов, министерств) здравоохранения субъектов Российской Федерации, руководите-ли медицинских учреждений субъектов Российской Федерации, эксперты Ко-миссии по здравоохранению, общественные профессиональные ассоциации.

Отметив, что иммунопрофилактика (ИП) является важнейшим инстру-ментом в сохранении здоровья нации, участники слушаний выделили огромные достижения в данной области. В ХХ веке была достигнута полная ликвидация оспы. Из 30 лет, на которые выросла средняя продолжительность жизни жите-лей развитых стран в ХХ веке, 25 лет добавлены благодаря иммунопрофилак-тике. Высокий  охват детей прививками, превышающий 95%, позволил снизить в России заболеваемость управляемыми инфекциями по сравнению с доприви-вочным периодом. Так, Россия приблизилась к элиминации полиомиелита; за-болеваемость корью уменьшилась с 800-1000 на 100 тыс. до 0,02, дифтерией - более, чем в 1000 раз, краснухой - в 14,7 раза. Снижение инфекционной заболе-ваемости является существенным резервом в сокращении детской смертности, в структуре которой на долю инфекционной заболеваемости приходится до 40% от общего числа умерших детей до года.
Участники слушаний как положительное отметили следующее:
- принятый в 1998 году федеральный закон № 157-ФЗ 1998 года сформи-ровал правовые основы работы в данном направлении; декларировал доступ-ность для граждан профилактических прививок, бесплатный календарь профи-лактических прививок, социальную защиту граждан от  поствакцинальных ос-ложнений, бесплатность и государственную поддержку отечественного произ-водителя в области изготовления вакцин. До принятия этого закона ИП регули-ровалась подзаконными актами;
- в России в соответствии с Национальным календарем прививок гражда-нам за счет бюджетных средств проводится иммунопрофилактика 10 инфекци-онных болезней;
- существенный вклад в иммунопрофилактику внес Национальный при-оритетный проект «Здоровье» 2006-2007 гг. и последующее за ним увеличение ассигнований на вакцинальные программы в 2009 г. В ходе этого Проекта мо-лодое поколение россиян (до 35 лет) прививалось против гепатита В и красну-хи, проводилась расширенная вакцинация против гриппа;
- с целью контроля за безопасностью иммунизации в РФ создана и дейст-вует система надзора, включающая контроль за качеством вакцин, в т.ч. на предприятиях, производящих вакцины;
- отечественная иммунологическая промышленность обеспечивает на-циональный календарь прививок на 90% и качество производимых в России вакцин, соответствующее требованиям ВОЗ;
- организован выпуск комбинированных вакцин против коклюша, дифте-рии, столбняка, гепатита В ( Бубо-Кок, Бубо-М) и т.д.;
- в стране осуществляется мониторинг поствакцинальных осложнений и расследование каждого их случая, а также всех случаев подозрительных на ос-ложнения. При установлении факта поствакцинального осложнения в соответ-ствии с законом № 157-ФЗ установлены дополнительные льготы.

Наряду с положительным, были выделены серьезные проблемы, имею-щие место в состоянии иммунопрофилактики в Российской Федерации:
- календарь прививок в России значительно отстает от такового в разви-тых странах. В России в данный календарь входит 10 прививок, в Европе около 16, в США до 20. При этом федеральный закон №157-ФЗ «Об иммунопрофи-лактике» в настоящее время стал реальным тормозом в расширении вакциналь-ных программ в стране, декларируя для граждан России защиту только от 10 инфекций;
- в России отсутствует экспертный орган, способный определять полити-ку в области иммунопрофилактики и вырабатывать рекомендации по широкому кругу ее вопросов;
- в России отсутствует Национальный план расширения календаря вакци-нации;
- многие отечественные вакцины технологически устарели;
- производство отечественных вакцин требует серьезной реконструкции и приведения его в соответствие с требованиями GMP;
- отечественной фармацевтической промышленностью не производятся ассоциированные вакцины, в состав которых входит 5 и более  антигенов, а также вакцины против ветряной оспы, ротавирусной и пневмококковой инфек-ций. Отсутствуют современные комбинированные  пента- и гексавакцины для детей 1-2 года жизни. Отсутствует производство в России бесклеточной кок-люшной вакцины, при значительной стоимости импортной, а также инактиви-рованной вакцины против полиомиелита и краснухи;
- при отсутствии производства выше перечисленных отечественных вак-цин, регистрация зарубежных вакцин проходит крайне медленно. Порой из-за бюрократических проволочек регистрация новых вакцин занимает от 2 до 5 лет. Например, до настоящего времени не зарегистрированы остро необходимые стране ротавирусные вакцины, находящиеся на регистрации уже более 5 лет;
- из-за коррупционной емкости федерального закона № 94 – ФЗ «О раз-мещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» созданы нежизнеспособные условия по закупкам вакцин. Так, при наличии финансовых средств на иммунопрофи-лактику и вакцины, часто вакцины невозможно закупить для нужд здравоохра-нения, в результате сильно затягиваются сроки централизованных поставок. При закупках в результате торгов единственным критерием является цена, дру-гие показатели не учитываются. В результате во время торгов выигрывают по-ставщики дешевых вакцин (например, индийских), качество и условия доставки которых неизвестны;
- при закупках вакцин во время торгов с помощью различных юридиче-ских ухищрений производится постоянное отталкивание отечественного произ-водителя, даже при наличии современных отечественных вакцин;
- до введения в практику в 2009г. вакцинации всех детей первого года жизни инактивированной полиомиелитной вакциной регистрировалось от 6 до 15 случаев в год вакциноассоциированного полиомиелита. Также регистриру-ются осложнения на введение АКДС, БЦЖ  и др.;
- размеры компенсации лицам, пострадавшим от поствакцинальных ос-ложнений, находятся на крайне низком уровне. Так, например, в настоящее время ребенок с парезом после вакцинального полиомиелита получает допол-нительно 1000 рублей в месяц;
- имеет место разнузданная антипрививочная кампания, проводимая средствами массовой информации при почти полном отсутствии публикаций в массовых изданиях и СМИ (основных радио- и телеканалов) о достижениях и перспективах иммунопрофилактики в мире и России;
- секвестрация бюджета и недостаточное финансирование препятствуют наладить современное (в соответствии с требованиями GMP) производство вакцин, значительно расширить календарь прививок, доведя его до европейско-го уровня.
- ученые РАМН не подключены к международной апробации новых вак-цин.

Исходя из выше перечисленного, участники слушаний считают необхо-димым рекомендовать:

Государственной Думе Российской Федерации, Правительству Рос-сийской Федерации
1.    Срочно пересмотреть:
             - Федеральный закон от 21.07.2005 № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», модернизировав систему закупок, сделав ее отвечаю-щей нуждам здравоохранения, а не виртуальным представлениям о свободном рынке в угоду отдельно взятым интересам;
            - Федеральный закон от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилакти-ке», предусмотрев возможность расширения Национального  календаря профи-лактических прививок, а также увеличение размера и механизм индексации ежемесячной денежной компенсации гражданам, признанным инвалидами вследствие поствакцинальных осложнений;
            - Федеральный закон от 22.06.1998 №86-ФЗ «О лекарственных средст-вах», упорядочив регистрацию медицинских иммунобиологических препара-тов.
2.    Создать при Комитете по охране здоровья Государственной думы Рос-сийской Федерации межведомственный экспертный совет по имму¬нопрофилактике для выработки политики в этой области, соз¬дания и своевре-менного пересмотра рекомендаций по различ¬ным ее аспектам.

Правительству Российской Федерации

1. Предусмотреть целевое выделение денежных средств на нужды пропа¬ганды вакцинопрофилактики в средствах массовой информа¬ции, в т.ч. из дохо-дов, получаемых фирмами, производящими и торгующими вак¬цинами.
2. Разработать план модернизации отечественной фармацевтической про-мышленности в части разработки и производства современных вакцин.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации
1. Разработать и утвердить в установленном порядке план расширения Национального календаря профилактических прививок на ближайшие годы (2010-2015 гг.), предусмотрев иммунизацию против инфекций, имеющих зна-чение для отечественного здравоохранения.
    2. Выйти с предложением в Правительство Российской Федерации о расширении национального календаря профилактических  прививок.
    3. Выйти с предложением в Правительство Российской Федерации о включении в национальный календарь профилактических прививок, ряда при-вивок, осуществляемых в настоящее время по эпидпоказаниям (против вирус-ного гепатита А, клещевого энцефалита).

 

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться