RSS Eng

RSS

Печать

Курчатовы будущего

Круглый стол, посвященный перспективам подготовки кадров для междисциплинарных исследований, прошел 19 марта в Общественной палате по инициативе Комиссии по образованию и науке.

Председатель Комиссии Михаил Ковальчук подчеркнул важность данной тематики в современных условиях: «Изменение образовательной системы — это стратегия развития человеческого общества на долгосрочный период. Узкоспециализированная система науки и образования является плодом их развития на протяжении веков. Как следствие мы имеем отраслевой принцип построения экономики и управления, в том числе и государственного», — считает он. При этом сегодня наиболее перспективными являются работы на стыке наук и технологий: к таким можно причислить информационные технологии, активно развивавшиеся два десятилетия, и нанотехнологии, о роли которых активно говорится последние годы. «Это метатехнологии, они внедряются во все отрасли и возвращают нас к целостной картине мира», — заявил Михаил Ковальчук. При этом существующая система науки и образования (не только в России, но и во всем мире) создает значительные препятствия для применения междисциплинарного подхода.

Проректор МГУ Алексей Хохлов рассказал участникам круглого стола об опыте главного вуза страны в создании программ междисциплинарного обучения. Уже 7 лет в университете действует программа междисциплинарных проектов, планируется создание межфакультетских групп на старших курсах. «Существующая структура образования только укрепляет междисциплинарные барьеры», — поддержал он Михаила Ковальчука. Ректор МИРЭА Александр Сигов подчеркнул необходимость популяризации и пропаганды междисциплинарного подхода в науке и образовании, наравне с тем, как в свое время продвигали идеи авиации или химизации народного хозяйства. Для решения же собственно образовательных проблем он подчеркнул необходимость отбора наиболее талантливых учеников – сначала в школе, потом студентов в вузах, чтобы дать им возможность воспользоваться индивидуальной образовательной траекторией, которая и заведет их в итоге на поле междисциплинарных исследований.

Важность работы в данном ключе с детьми еще в школьном возрасте — если не раньше — подчеркнула в своем выступлении заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по образованию и науке Любовь Духанина. По ее мнению, в школе нужно создавать обогащенную образовательную среду, материально-техническую базу для исследований, а самим школам нужно оказывать научно-методическую поддержку. Нужно признавать важным творческую и исследовательскую деятельность детей. По словам Любви Духаниной, эффективность применения междисциплинарного подхода еще в школе в конечном счете подтверждается практикой, пусть редкой, но все же имеющейся.

«Школа — образовательное звено, больше других подходящее под параметры междисциплинарного, — поддержал коллегу Михаил Квоальчук. — В этом контексте стоит вновь поднять вопрос о создании непрерывной системы образования». Из первоочередных мер на ближайшее время он поддержал идею о популяризации темы в частности в рамках восстановления системы научного просвещения. «На место научно-популярной журналистика пришло современное телевидение. Мы понимаем, что журнал „Квант“ не нужен 95% молодежи. Но остальным 5% мы обязаны предоставить доступ к качественной информации», — заявил Михаил Ковальчук.

Пресс-служба Общественной палаты

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться