RSS Eng

RSS

Печать

Музыкальная субкультура — тоже культура

«Субкультуры — это не фантом, это социальная реальность. В любом классе средней школы можно встретить представителей всех наиболее распространенных субкультур, но общество, по-прежнему, использует негативные клише в их отношении», — заявил член Общественной палаты Вадим Самойлов, открывая 25 февраля слушания Комиссии по культуре, посвященные современным музыкальным субкультурам и их влиянию на молодежное сознание. Эмо, готы, металлисты, рэперы и панки в течение двух часов были главными героями дискуссии экспертов: общественников, социологов, психологов и социальных работников.

По мнению Самойлова, «протестный или даже агрессивный характер субкультур, за который их часто критикуют, спровоцирован, в основном, отношением общества к ним. Между тем, Вадим Самойлов уверен, что субкультура для молодых людей — это «школа искренности». «Можно надеть на себя маску офисного менеджера, а вне работы быть алкоголиком и погрязнуть в разврате, а можно честно следовать во всем некоему кодексу субкультуры».

Член Общественной палаты отметил, что, если продолжать загонять свободные движения в эфемерные рамки «нормы», то можно добиться лишь роста напряженности в молодежной среде. «Это особенно опасно в условиях экономического кризиса. Надо быть мудрее, и тогда молодежь будет участвовать в “Фестивалях субкультур” вместо “Маршей несогласных”», — добавил он. 

Эксперт из Института социологии РАН Анна Барсамова рассказала, что адептами субкультур становятся тогда, когда подросток особенно остро ощущает потребность в идентификации, в ощущении себя частью целого: либо из-за провалившихся попыток подстроиться под общественные рамки, либо если в его жизни произошли внезапные коренные изменения и он «потерялся».

Популярность именно музыкальных субкультур, по словам Барсамовой, обусловлена тем, что сегодня музыка является самым доступным видом искусства для молодежи. «Для того, чтобы слушать музыку, не нужно прилагать никаких усилий, куда-то идти, тратить время и даже деньги. А современные способы копирования и прослушивания музыкальной продукции существенно облегчают процесс ее распространения», — пояснила Анна.

Эксперт объясняет привлекательность субкультур еще и тем, что они представляют собой четкое выражение ценностей, одобряемого и отвергаемого, черного и белого. Другими словами, речь идет как раз о том четком кодексе, которого так не хватает подросткам.

«Пребывание в субкультуре, как правило, длится 2-3 года, после чего 90% молодых людей возвращается в „обычное“ общество, заводят семью, находят работу, — рассказывает Анна Барсамова. — Процесс возвращения происходит абсолютно естественно и безболезненно, подросток просто вырастает из субкультуры».

По мнению психолога и научного сотрудника Института социологии РАН Татьяны Барановой, бурное развитие субкультур (сегодня к ним можно отнести до 30% молодых людей 13-19 лет) вызвано кризисом институтов социализации в современной России. В советские времена пионерия и комсомол социализировали молодежь в заданных рамках, а нынешний плюрализм рамки эти разрушил, не предложив ничего взамен. Баранова уверена, что кандидаты №1 в панки и готы — это именно те подростки, которые страдают от отсутствия четкой ценностной системы в современном обществе.

 В целом, после бурных обсуждений, участники слушания практически единогласно пришли к выводу, что самое главное сейчас — не отрицать членов музыкальных субкультур, а дать им возможность сказать обществу то, что они пытаются сказать.

Пресс-служба Общественной палаты

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться