RSS Eng

RSS

Печать

Учиться быть гражданином

«Настоящее гражданское общество должно опираться на просвещенное население. Однако нам не стоит путать „просвещенность“ граждан с высоким уровнем образования», — заявил Федор Светик, член Комиссии Общественной палаты по науке и образованию 27 октября, открывая семинар, посвященный проблемам гражданского просвещения.

«Я рассматриваю просвещение как некое дополнение к формальному образованию», — отметил член Общественной палаты, ректор Высшей школы экономики Евгений Ясин. По его мнению, задача расширения кругозора, повышения уровня гражданского участия актуальна для всех возрастов. «Это огромное поле для гражданской активности и добровольческой деятельности», — считает он.

На сегодняшний день проблема низкого уровня гражданской просвещенности стоит достаточно остро.

Докладчики, среди которых были научный руководитель ГУ ВШЭ Евгений Ясин, президент фонда «ИНДЕМ» Георгий Сатаров и председатель Комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе, предложили решать проблему путем развития института дополнительного образования в России, причем просветительскую программу, по их мнению, следует реализовывать не только путем прямого информирования сограждан, например, о таких понятиях как парламент, но и, объясняя россиянам, что же значит быть гражданами.

«Научить людей быть гражданами это сложнее чем просто приехать и прочитать лекцию, — предупредил собравшихся Г. Сатаров: — Граждане не более безграмотны, чем чиновники, а у чиновника представление о себе как о барине. Так вот, прежде всего надо, чтобы они знали, что интересы бывают только общества, а их интересы наказуемы».

Основная идея, которую поддержали все участники заседания – это то, что подобные мероприятия по ликвидации гражданской «безграмотности» должны быть политически нейтральными и не нести в себе идеологии.

«У нас существует плюрализм, прописанный в Конституции, отсюда вытекает, что в просвещении может быть разнообразие» — заявил в свою очередь Ясин. Он предположил, что проведение общественных дискуссий все же является важным составляющим развития образовательного уровня нации. Хотя в этом вопросе с ним тут же вступил в полемику Сванидзе. «Очень большая проблема в нашем обществе – это общая неграмотность и необразованность. Уровень исторических познаний наших сограждан пугающе низок. При таком образовании результат дискуссий абсолютно предсказуем!» — заявил он.

С мнением выступавших согласился и депутат зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. «Для того, чтобы выбирать надо уметь выбирать. Уверяю Вас, что на пятом курсе большинство студентов не знают, чем левые отличаются от правых», — пожаловался он.

Депутат Госдумы сообщил, что им уже подготовлен законопроект, предусматривающий внесение поправок в закон «Об образовании» в части касающейся дополнительного образования.

Как пояснил О.Смолин документ предполагает приравнять по статусу учреждения дополнительного образования к основным, кроме того добавить в федеральном бюджете строку на образовательные затраты для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По его словам, это обойдется казне где-то в районе 19 млрд. рублей, однако проект, по словам депутата, не является затратным, так как подразумевает его инвестиционный характер.

Правительство дало отрицательное заключение на законопроект и депутат обратился к общественникам с просьбой о помощи в его продвижении.

В законодательной сфере Смолин также считает необходимым принятие отдельного закона об электронном образовании. «Даже в Сирии, есть такой закон», — сказал Смолин, разводя руками. В заключение своего выступления он предложил восстановить на федеральном телевидении образовательный канал.

По мнению председателя Комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике Леонида Давыдова, об уровне просвещенности россиян можно судить не только по общим «гуманитарным» показателям начитанности и гражданской активности, но и по тому, насколько адекватно наши соотечественники участвуют в решении своих насущных проблем. «Если смотреть сквозь призму местного самоуправления, то наши граждане не хотят просвещаться, — отметил общественник. — Им неинтересно, кто занимается их дворами и подъездами. На низовом уровне все держится на отдельных активистах».

На фоне общих довольно-таки грустных оценок ситуации, собравшимся было приятно услышать статистику некоммерческого фонда «Знание», которую озвучил Федор Светик. Член Общественной палаты отметил, что количество проектов некоммерческих организаций, посвященных просветительству и образованию увеличилось на 45 %.

Пресс-служба Общественной палаты по материалам СМИ

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться