Печать
В местном приближении
Работа сельских поселений обсуждалась на общественных слушаниях в Ярославле 3 сентября, прошедших по инициативе Комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике при поддержке Совета муниципальных образований Ярославской области. В ходе слушаний были озвучены позиции губернатора области Сергея Вахрукова и глав сельских поселений, члены Общественной палаты и эксперты высказались по проблемным точкам взаимодействия сельских поселений с районными муниципальными и региональными властями. «В Ярославской области были конфликты в начале муниципальной реформы, поэтому нам было интересно увидеть их решение», - прокомментировал выбор места слушаний председатель Комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике Леонид Давыдов.
«Главный критерий для оценки деятельности сельских поселений — доступность и качество муниципальных услуг, предоставляемых населению», - обозначил позицию власти Сергей Вахруков в начале слушаний. При этом он отметил, что проведенные на районном уровне опросы населения области выявили, что люди зачастую не видят улучшений в предоставляемых услугах. В дальнейшем в области планируется провести опросы уже на уровне сельских поселений, чтобы определить качество работы каждого конкретного муниципалитета. Губернатор также отметил основные проблемы, препятствующие качественному исполнению сельскими муниципалитетами своих полномочий: недостаточность финансовых ресурсов; уровень управленческих кадров поселений; сложность доступа населения к муниципальным услугам, во многом обусловленная недостаточностью центров, их предоставляющих и неравномерностью распределения по региону. «Данные проблемы можно назвать типичными для российского местного самоуправления», - считает Леонид Давыдов.
Губернатор также отметил необходимость оптимизации количества сельских поселений и их расходов — сейчас на это из регионального бюджета отводится 1 миллиард 800 миллионов рублей в год, в среднем 90% от этой суммы уходит на работу самого муниципалитета и только оставшиеся 10% - на оказание услуг муниципалитетом, то есть на осуществление предусмотренных законом полномочий.
Эксперт Общественной палаты Александр Бударин отметил в своем выступлении роль сельских поселений в развитии российского сельского хозяйства, переживающего сейчас большее падение производства, чем в годы Великой Отечественной Войны. Очевидно, что позиция сельских поселений, в руках которых сосредоточена бόльшая часть земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения, является ключевой. С другой стороны, процесс передачи земель в собственность сельских поселений зачастую затягивается: Сергей Вахруков объяснил это тем, что крупные агрохолдинги, которые являются потенциальными инвесторами и могут реально поднять село, заинтересованы в приобретении крупных, консолидированных земельных участков, тогда как передача земли муниципалитетам раздробит территорию, снизив ее инвестиционную привлекательность.
Член Общественной палаты Виктор Панкращенко подчеркнул необходимость развития Советов муниципальных образований, в частности в Ярославской области в качестве площадки для обмена опыта между муниципалами и взаимодействия с региональной властью. По его мнению одна из главных проблем области заключается в том, что закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» здесь вступил в силу в полном объеме уже с 1 мая 2008 года, но технически передать полномочия и финансирования на уровень местного самоуправления в середине финансового года представляется невозможным.
«Сегодня сельские поселения вынуждены фактически исполнять указания органов власти муниципальных округов. Из-за этого народ может разочароваться в реформе местного самоуправления, так как он не видит ни изменений, ни роли муниципалитетов в своей жизни», - высказался член Общественной палаты Валерий Васильев: Он предложил в качестве возможного решения данной проблемы включение районной муниципальной власти в систему государственной власти с возложением на нее функций по методическому обеспечению и координации работы муниципальных образований. В качестве положительного примера такого решения он привел Эвенкийский автономный округ, в котором во время его бытности в качестве самостоятельного субъекта федерации были упразднены муниципальные районы, а между региональной властью и сельскими поселениями были установлены прямые отношения. Безусловно, во многом эта практика обусловлена примером конкретного региона с малым числом поселений, но успешная реализация такого начинания дает пищу для размышлений. Валерий Васильев также подчеркнул необходимость наделения глав муниципальных образований правом привлекать жителей к административной ответственности за неисполнение решений местной власти и предложил раздвинуть временные рамки реформы, которая фактически не реализована и во многих регионах закон не сможет вступить в силу в полном объеме с начала будущего года.
В выступлениях глав сельских поселений области были подняты вопросы передачи им жилищно-коммунального хозяйства и распределения полномочий между двумя уровнями муниципальной власти. Они смогли получить ответ напрямую от губернатора Вахрукова: объекты ЖКХ будут передаваться на местный баланс только после того, как они будут отремонтированы и реформированы, а качественное распределение полномочий возможно только после оценки деятельности каждого отдельного муниципального образования, которая, как уже говорилось выше, будет проведена в ближайшее время. Леонид Давыдов же назвал отказ почти 80% сельских поселений от всех своих полномочий «моральным банкротством», дискредитирующим всю системы самоуправления и проводимую реформу. Роль любого муниципалитета, в частности сельского, он обозначил как «создание среды для развития бизнеса и населения».
По результатам слушаний будут выработаны рекомендации, которые будут направлены в органы государственной власти и представителям местного самоуправления, кроме того наработанные материалы будут использованы в ходе подготовки пленарного заседания Общественной палаты по вопросам местного самоуправления, запланированном на конец ноября.
Пресс-служба Общественной палаты