RSS Eng

RSS

Печать

Спасти экологическое образование

«Олимпийский Сочи ждет кадровый голод. По крайней мере, если государство в ближайшее время не обратится к сочинским вузам с заказом на подготовку профильных специалистов, способных на достойном уровне обслуживать не только олимпийские объекты, но и гостей города», - таково мнение зампреда Комиссии Общественной палаты по экологической политике и охране окружающей среды, академика Михаила Берулавы, который 5 июня в Университете РАО провел круглый стол по вопросам экологического образования.

«Когда мы говорим об экологии, мы должны иметь в виду не только защиту окружающей среды, но и экологию человека. Мы должны гарантировать комфортное пребывание каждому, кто посетит Сочи, а это невозможно при существующем уровне сервиса», - отмечает Михаил Берулава. Академик также заявил, что кадры, которыми сегодня располагает черноморский курорт не соответствуют самым элементарным требованиям обслуживания мероприятий международного уровня. Гостям и участникам Олимпиады то и дело придется страдать из-за языкового барьера и хамства, если в ближайшее время не начать повышать квалификацию специалистов сферы обслуживания: от менеджеров и психологов до официантов и горничных.

Комментируя планы оргкомитета Олимпиады по временному привлечению трудовых ресурсов из других городов, Берулава заметил, что «олимпийские игры закончатся, специалисты разъедутся, а огромную инфраструктуру придется обслуживать сочинцам, которых пока государство не собирается учить, как это делать».

Член Общественной палаты рассказал, что сейчас в Сочи в сфере обслуживания трудится много приезжих сезонных работников, которые не имеют ни санитарных книжек, ни официальной регистрации по месту пребывания и вынуждены ночевать на пляжах.

Проблема подготовки кадров для Сочи наглядно демонстрирует оторванность системы образования от реальных потребностей рынка. На круглом столе в Университете РАО обсуждали проблемы экологического образования, которое в России переживает глубокий кризис. Инновационная экономика, о развитии которой не говорит разве что ленивый, требует снижения рисков, в том числе экологических. Между тем, руководители на всех участках экономики имеют смутное представление о том, что такое экологически устойчивое развитие и для чего оно нужно. Экологи уже давно сменили тактику и от призывов любить природу перешли к экономическим аргументам. Результат – об экологии заговорили в главных кабинетах страны.

После реорганизации Правительства в мае этого года, в России не стало ведомства, ответственного за экологическое образование и просвещение. Раньше этими вопросами занималось Министерство природных ресурсов, но в его новом положении о деятельности про экологическое образование не сказано ни слова.

По словам депутата Госдумы Виктора Шудегова, после исключения экологии из федерального компонента образования лишь в 20 субъектах России принято региональное законодательство в этой сфере.

Шудегов также выразил обеспокоенность по поводу стремления Минобразования отказаться от регионального компонента образования. «В результате того, что экология выпала из федерального компонента, упал уровень преподавания экологии не только в школе, но и на других ступенях. Региональный компонент в данной ситуации хоть как-то спасал положение. Теперь экологию будет преподавать еще сложнее», - добавил Шудегов.

В высшей школе проблем с экологией не меньше, чем в средней: современных учебников практически не издается. Специалистов по производству цемента и извести, например, готовят по учебнику 1987 года.

Заместитель директора компании «Экотим» Алла Дубникова рассказала о том, насколько сложно убедить специалистов, работающих в сфере охраны окружающей среды, пройти повышение квалификации. «Многие считают, что проще просто покупать «корочку» раз в пять лет», - отметила Дубникова. Эксперт пожаловалась на то, что «всех слушателей курсов повышения квалификации приходится объединять в одну аудиторию, тем временем, как у одного стаж 20 лет, а другой работает шестой год. Очень трудно подготовить программу, которая бы заинтересовала каждого».

По итогам «круглого стола» был подготовлен ряд рекомендаций Правительству и парламентариям. Среди предложений экспертов – включение в нацпроект «Образование» направления по формированию системы непрерывного экологического образования, наделение Минприроды полномочиями по организации и развитию системы экологического образования и формированию экологической культуры. Кроме того, участники встречи рекомендуют Минобразованию совместно с Минкультуры и Минприроды разработать и представить в Правительство проект государственной стратегии в области экологического образования и просвещения.

Пресс-служба Общественной палаты

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться