Печать
Рекомендации круглого стола «О проблемах обеспечения жильем военно-служащих (приравненных к ним лиц) и членов их семей»
Правовая защита военнослужащих (и приравненных к ним категорий лиц), граждан, уволенных с военной службы, в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, гарантий и компенсаций и других мер социальной защиты этой категории граждан.
В последние годы проблема обеспечения военнослужащих (и приравненных к ним категорий лиц) и граждан, уволенных с военной службы, жильем весьма обострилась и приобрела общегосударственный характер. По экспертным оценкам более 500 тысяч из числа указанных категорий граждан не обеспечены жильем, из них 120 тыс. семей военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы, состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и около 85 тыс. семей подлежат переселению из закрытых военных городков.
В настоящее время основным законодательным актом, объединяющим и систематизирующим положения ранее принятых нормативных правовых актов по жилищному обеспечению военнослужащих (и приравненных к ним категорий лиц) и граждан, уволенных с военной службы, в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, и членов их семей, является Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Однако, необходимо отметить, что в законодательство, регламентирующее обеспечение военнослужащих жильем внесен ряд изменений.
Так, Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» из Федерального закона «О статусе военнослужащих» исключен пункт 7 и абзацы 3-5 пункта 13 статьи 15.
То есть, ликвидирована норма о предоставлении субсидий на приобретение жилья, в соответствии с которой, гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при общей продолжительности военной службы в размере:
- от 10 до 25 лет - не менее 75 процентов;
- 25 лет и более - 100 процентов стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно-строительным (жилищным) кооперативам, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир).
Кроме того, для ускорения решения проблемы обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, и членов их семей с 1998 года действует подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» в составе федеральной целевой программы «Жилище». Цель подпрограммы состоит в том, чтобы помочь гражданам, уволенным с военной службы, самостоятельно решить проблему приобретения пригодного для проживания жилья.
Предполагалось, что пройдет пять лет, и проблема обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, будет решена. Однако, существующая система в условиях ограниченных возможностей федерального бюджета не позволяла реализовать в полном объеме установленные законодательством права граждан, уволенных с военной службы по обеспечению жильем.
Необходимо отметить, что указанная выше подпрограмма показала свою эффективность и позволила с 1998 года обеспечить жильем более 50 тысяч семей. Но, несмотря на положительные итоги реализации Программы, можно отметить и ее недостатки:
- Программой были охвачены не все категории граждан, которым в соответствии с законодательством предоставлено право на получение субсидии;
- не разработаны механизмы, позволяющие владельцам сертификатов воспользоваться банковским кредитом, в том числе ипотечным;
- отсутствует возможность приобретать строящееся жилье, а также использовать средства субсидии для строительства индивидуального жилого дома;
- расчетная средняя стоимость по Российской Федерации значительно ниже фактической стоимости квадратного метра покупаемой жилой площади в субъектах Российской Федерации и особенно в таких регионах как Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, Приморский, Краснодарский, Ставропольский края и т.д.;
- требуется совершенствование системы документооборота в части сокращения сроков прохождения документов от момента оформления сертификата до его реализации;
- несовершенство системы учета жилья, высвобождаемого владельцами сертификатов.
Поэтому важным направлением в деятельности государства по обеспечению жильем военнослужащих, как один из возможных вариантов, в настоящее время является создание накопительно-ипотечной системы. В этой связи был принят Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Однако, данная система имеет также ряд существенных недостатков, так как не учитывает состав семьи, не стимулирует «карьерный рост» военнослужащих и т.д.
Таким образом, обсудив представленные материалы и предложения, прозвучавшие в выступлениях, участники «круглого стола» рекомендуют:
Федеральному Собранию Российской Федерации:
- регулярно проводить мониторинг правоприменительной практики при решении социальных проблем указанной категории граждан;
- учитывая тесные связи с регионами, принять активное участие в решении субъектами Российской Федерации имеющихся проблем в сфере социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, ветеранов военной службы, в том числе в вопросах совершенствования законодательства.
Правительству Российской Федерации:
- внести изменения в Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;
- привести подпрограмму «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы» в соответствие с Правилами выпуска и погашения ГЖС;
- предусмотреть при внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 увеличение доли ассигнований, выделяемых федеральным органам исполнительной власти;
- увеличить объемы финансирования подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» в будущем (2006-2008 годах), привести стоимость 1 кв. метра жилой площади к ее реальной рыночной стоимости;
- обеспечить ежегодный выпуск ГЖС на уровне не менее 20 тыс. сертификатов;
- определить порядок использования высвобождаемых в ходе реализации подпрограммы жилых помещений;
- принять необходимые меры по повышению эффективности использования государственных средств, выделяемых на обеспечение жильем военнослужащих (и приравненным к ним категорий лиц), семей погибших военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
- разработать федеральную целевую программу по формированию фонда служебного жилья для военнослужащих (и приравненных к ним категорий лиц), в первую очередь для частей постоянной готовности и ЗАТО;
- принять меры по формированию фонда служебного жилья в ЗАТО Министерства обороны Российской Федерации под штатную численность дислоцированных войск.
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям