RSS Eng

RSS

Печать

Рекомендации круглого стола «О проблемах обеспечения жильем военно-служащих (приравненных к ним лиц) и членов их семей»

Участники «круглого стола» в ходе состоявшейся дискуссии, обсудив проблемы обеспечения жильем военнослужащих  (и приравненных к ним категорий лиц), граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, отмечают следующее.

Правовая защита военнослужащих (и приравненных к ним категорий лиц), граждан, уволенных с военной службы, в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, гарантий и компенсаций и других мер социальной защиты этой категории  граждан.

В последние годы проблема обеспечения военнослужащих (и приравненных к ним категорий лиц) и граждан, уволенных с военной службы, жильем весьма обострилась и приобрела общегосударственный характер. По экспертным оценкам более 500 тысяч из числа указанных категорий граждан не обеспечены жильем, из них 120 тыс. семей военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы, состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и около 85 тыс. семей подлежат переселению из закрытых военных городков.

В настоящее время основным законодательным актом, объединяющим и систематизирующим положения ранее принятых нормативных правовых актов по жилищному обеспечению военнослужащих (и приравненных к ним категорий лиц) и граждан, уволенных с военной службы, в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, и членов их семей, является Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Однако, необходимо отметить, что в законодательство, регламентирующее обеспечение военнослужащих жильем внесен ряд изменений.

Так, Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» из Федерального закона «О статусе военнослужащих» исключен пункт 7 и абзацы 3-5 пункта 13 статьи 15.

То есть, ликвидирована норма о предоставлении субсидий на приобретение жилья, в соответствии с которой, гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно­-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при общей продолжительности военной службы в размере:

- от 10 до 25 лет - не менее 75 процентов;

- 25 лет и более - 100 процентов стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно-строительным (жилищным) кооперативам, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир).

Кроме того, для ускорения решения проблемы обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, и членов их семей с 1998 года действует подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» в составе федеральной целевой программы «Жилище». Цель подпрограммы состоит в том, чтобы помочь гражданам, уволенным с военной службы, самостоятельно решить проблему приобретения пригодного для проживания жилья.

Предполагалось, что пройдет пять лет, и проблема обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, будет решена. Однако, существующая система в условиях ограниченных возможностей федерального бюджета не позволяла реализовать в полном объеме установленные законодательством права граждан, уволенных с военной службы по обеспечению жильем.

Необходимо отметить, что указанная выше подпрограмма показала свою эффективность и позволила с 1998 года обеспечить жильем более 50 тысяч семей. Но, несмотря на положительные итоги реализации Программы, можно отметить и ее недостатки:

- Программой были охвачены не все категории граждан, которым в соответствии с законодательством предоставлено право на получение субсидии;

- не разработаны механизмы, позволяющие владельцам сертификатов воспользоваться банковским кредитом, в том числе ипотечным;

- отсутствует возможность приобретать строящееся жилье, а также использовать средства субсидии для строительства индивидуального жилого дома;

- расчетная средняя стоимость по Российской Федерации значительно ниже фактической стоимости квадратного метра покупаемой жилой площади в субъектах Российской Федерации и особенно в таких регионах как Москва,  Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, Приморский, Краснодарский, Ставропольский края и т.д.;

- требуется совершенствование системы документооборота в части сокращения сроков прохождения документов от момента оформления сертификата до его реализации;

- несовершенство системы учета жилья, высвобождаемого владельцами сертификатов.

Поэтому важным направлением в деятельности государства по обеспечению жильем военнослужащих, как один из возможных вариантов, в настоящее время является создание накопительно-ипотечной системы. В этой связи был принят Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Однако, данная система имеет также ряд существенных недостатков, так как не учитывает состав семьи, не стимулирует «карьерный рост» военнослужащих и т.д.

Таким образом, обсудив представленные материалы и предложения, прозвучавшие в выступлениях, участники «круглого стола» рекомендуют:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

- регулярно проводить мониторинг правоприменительной практики при решении социальных проблем указанной категории граждан;

- учитывая тесные связи с регионами, принять активное участие в решении субъектами Российской Федерации имеющихся проблем в сфере социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, ветеранов военной службы, в том числе в вопросах совершенствования законодательства.

Правительству Российской Федерации:

- внести изменения в Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

- привести подпрограмму «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы» в соответствие с Правилами выпуска и погашения ГЖС;

- предусмотреть при внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 увеличение доли ассигнований, выделяемых федеральным органам исполнительной власти;

- увеличить объемы финансирования подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» в будущем (2006-2008 годах), привести стоимость 1 кв. метра жилой площади к ее реальной рыночной стоимости;

- обеспечить ежегодный выпуск ГЖС на уровне не менее 20 тыс. сертификатов;

- определить порядок использования высвобождаемых в ходе реализации подпрограммы жилых помещений;

- принять необходимые меры по повышению эффективности использования государственных средств, выделяемых на обеспечение жильем военнослужащих (и приравненным к ним категорий лиц), семей погибших военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

- разработать федеральную целевую программу по формированию фонда служебного жилья для военнослужащих (и приравненных к ним категорий лиц), в первую очередь для частей постоянной готовности и ЗАТО;

- принять меры по формированию фонда служебного жилья в ЗАТО Министерства обороны Российской Федерации под штатную численность дислоцированных войск.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться