RSS Eng

19 марта, 2021

RSS

Печать

Длительный уход: тонкие места и полноценный запуск системы

Эксперты ОП РФ предложили оптимальные механизмы предоставления помощи в рамках СДУ

Длительный уход: тонкие места и полноценный запуск системы

В Общественной палате РФ 18 марта прошел круглый стол «Социальный пакет долговременного ухода и иные нововведения: как помочь, не навредив», посвященный развитию системы долговременного ухода.

Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, напомнила, что начавшийся в 2018 году как общественная инициатива пилотный проект по созданию в стране системы долговременного ухода (СДУ) стал частью государственной политики, войдя в нацпроект «Демография». 
 
«Пилотный проект подходит к логическому завершению — с 2022 года система долговременного ухода должна начать внедряться во всех регионах нашей страны. Пройден очень серьезный путь, на котором были и успехи, и ошибки. Самое главное — теперь нам надо проанализировать, что получилось, а что не очень, что вызывает озабоченность у заинтересованных сторон этого процесса, этой очень серьезной реформы помощи людям, лишенным возможности обслуживать себя самостоятельно», — сказала общественница.
 
Коллегу поддержала Елизавета Олескина, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности и социальной работы.
 
«Сейчас надо разобраться во всех проблемах, во всех тонких местах перед полноценным запуском системы. У каждого из нас, у всех ее участников единая задача — чтобы система, которая повышает качество жизни, даже на переходном этапе не приводила к сбоям и даже временным ухудшениям качества жизни людей», — подчеркнула она.
 
Елизавета Олескина обозначила основные проблемные блоки, выявленные в ходе реализации СДУ в пилотных регионах. Первый блок, по ее словам, связан с целевой аудиторией. В частности, необходимо решить, как будет осуществляться поддержка людей, не достигших 18 лет, тех, кто не имеет инвалидности, но нуждается в помощи, поддержке.
 
Второй блок связан с бесплатным социальным пакетом долговременного ухода: до пилотных проектов ни в одном регионе нельзя было получить весь объем необходимой помощи на дому. Сейчас он включает в себя необходимый минимум услуг — что немаловажно, бесплатных. Еще один блок вопросов — право выбора: где получить помощь, вариативность ее получения, выбор поставщика. Четвертый блок — финансирование, от которого зависит скорость распространения СДУ.
 
Директор департамента социальной защиты и социального обслуживания Минтруда России Тарас Васько рассказал, что система долговременного ухода предполагает три уровня: от семи до 14 часов в неделю, от 14 до 21 часа в неделю и от 21 до 28 часов в неделю.
 
«Это тот минимум, который будет гарантирован государством. Предполагается, что обеспечиваться он будет за счет федерального бюджета. Но это не значит, что, получив данный пакет, человек не сможет докупить дополнительные часы ухода в рамках 442-го федерального закона либо получить дополнительные социальные услуги. Мы даем регионам возможность расширить перечень оказываемых услуг. Задача системы долговременного ухода — дать возможность родственникам потратить эти часы, пока за их подопечным кто-то ухаживает, на то, чтобы сходить в поликлинику, к стоматологу, в парикмахерскую, возможно, где-то подработать и т. д.», — пояснил он. 
 
Тарас Васько обратил особое внимание на качество оказываемых услуг — помимо расширения перечня оказываемых услуг, это самое важное, что дает гражданам система долговременного ухода.
 
Елена Бибикова, заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по социальной политике, отметила, что особого внимания заслуживают вопросы финансирования, недостаточность которого является основной причиной отсутствия повсеместно внедрения системы в регионах.
 
Свои вопросы озвучили и представители сообщества людей с инвалидностью, которых волнует, почему лица, осуществляющие уход (так называемые ЛОУ), не могут официально оформиться сиделками к собственным родственникам. По данным Светланы Штарковой, руководитель общественного движения «Право на уход», сегодня насчитывается 3,5 миллиона ЛОУ, 2,8 миллиона из них получают пособие — 1,2 тысячи рублей. 
 
«Сейчас по плану регионы должны найти, обучить и мотивировать социальных работников и отправить их в наши семьи. У большинства этих людей уже есть ЛОУ — родственники, которые за ними ухаживают. Так почему бы государству не оформить нас в качестве тех самых соцработников?» — недоумевает она. 
 
Тарас Васько возразил, что такого запрета нет и при внедрении системы долговременного ухода обязательно будут рассматриваться возможности привлечения к уходу и родственников. 
 
Председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак обратил внимание, что в ФЗ-442 четко прописано, как должны задействоваться негосударственные организации в системе долговременного ухода, практика показывает, что детали и механизмы возможного участия чаще всего зависят от региональной нормативной базы. 
 
Опытом внедрения системы долговременного ухода поделились представители пилотных регионов — сегодня система реализуется в 24 субъектах РФ. Они отметили, что нерешенными остаются вопросы об органе, который должен контролировать оказание услуг, оценке эффективности осуществления ухода, необходимости расширить список категорий граждан, включенных в социальное обслуживание.
 
Елена Тополева-Солдунова сообщила, что все вопросы и предложения, прозвучавшие в ходе круглого стола, войдут в итоговую резолюцию ОП РФ, которая будет направлена в соответствующие федеральные и региональные ведомства и другие заинтересованные институты. 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться