
10 и 11 марта на площадке Общественной палаты России прошли «Уроки Трезвости» для педагогов из более чем 600 школ Дагестана. Тема встреч — «Профилактические меры по предупреждению зависимостей в молодежной среде».
Открывая семинар, член Комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия»
Султан Хамзаев рассказал о методическом пособии «Урок Трезвости» для антиалкогольной профилактической работы с подростками и молодежью, разработанном при участии психологов Московского института психоанализа (МИП).
«Наша сегодняшняя задача обсудить практические шаги для решения проблем первичной профилактики наркотической и алкогольной зависимостей в молодежной среде. Наркотики сегодня являются частью глобальной угрозы, так как не продумано и не организовано качественное донесение информации до детей. Важна именно первичная профилактика, необходимо правильно объяснить подростку, насколько наркотики в современной реальности являются угрозой его жизни и здоровью. Рассказать ему, что нужно делать и как правильно себя вести в различных ситуациях. Мы видим с одной стороны родителей, государство, школу — систему в целом, которая пытается защитить ребенка, а с другой — кровожадный бизнес, который через агрессивный маркетинг распространяет в гигантских объемах наркотики среди детей и молодежи», — сказал Султан Хамзаев.

По его словам, методическое пособие, которое на протяжении двух лет апробировалось гражданскими активистами проекта «Трезвая Россия», призвано помочь в борьбе с наркотической зависимостью среди подрастающего поколения. Сборник «Уроки Трезвости» включает в себя видеосюжеты и печатные рекомендации, рассчитанные на 45-минутные уроки.
«Нами проведено более 1700 мероприятий по всей стране, и уже есть определенный опыт и наработки по внедрению этой деятельности среди школьников. Просмотр видеоконтента и изучение методического пособия позволяет учителям наладить контакт с подростками и молодежью и правильнее донести информацию о вреде употребления наркотических средств. Сейчас данное пособие обрело научную обоснованность, так как в его разработке приняли участие высококвалифицированные психологи из МИП. Не нужно придумывать велосипед и что-то доделывать, уже существует зарекомендовавшая себя практика, которой нужно пользоваться максимально приближено к тексту. Важно правильно донести информацию до ребенка. Сегодня идет массированная атака на сознание ребенка. В огромном потоке информационного мусора трудно вычленить достоверную информацию, структурировать ее и уметь правильно выстроить защиту от тех угроз, которые существуют», — подчеркнул общественник.
Султан Хамзаев сообщил, что руководство Республики Дагестан приняло решение о внедрении «Уроков Трезвости» во всех школах региона для первичной профилактики наркозависимости. По итогам этой работы планируется провести анализ и обсуждение результатов с участием широкого круга экспертов.
Общественная палата России, проект «Трезвая Россия» и Московский институт психоанализа готовы оказывать поддержку при внедрении «Уроков Трезвости». Султан Хамзаев рассказал, что педагогам, прошедшим подготовку, будут выдаваться сертификаты на проведение семинаров.
По словам общественника, такие уроки лучше проводить в каждом классе отдельно, а не с большой аудиторией. Также возможно организовать серию семинаров, направленных на профилактику зависимости не только от наркотиков, но и от табакокурения и употребления алкоголя. Кроме того, эту работу следует правильно продвигать в социальных сетях.
Профессор Московского института психоанализа Ольга Усанова рассказала о развитии навыков социальной безопасности, которые сегодня необходимо развивать всем молодым людям.
«Мы составили методическое пособие, которое воздействует на подсознание детей, чтобы они сами внутри себя приходили к мысли, что курение, алкоголь и наркотики — это вред, и отказ от этого молодой человек принимает сам, он не навязывается сверху. Именно в таком случае подросток может противостоять негативному влиянию и уметь защитить себя в различных ситуациях. Это помогает настраиваться на позитив, и энергию направлять в позитивное русло», — пояснила эксперт.

Психотерапевт, профессор Московского института психоанализа
Виктория Аршинова отметила, что методические пособия и обучающий фильм предусматривают различный адаптированный подход для разнополых подростков и разновозрастных детей. По ее словам, некоторую информацию следует доносить отдельно до юношей и девушек, до школьников средней и старшей школы. Потому что в каждом возрастном диапазоне доминируют свои основные аргументы.
По словам Султана Хамзаева, общая задача авторов и участников проекта — защитить здоровье детей. Проведение расширенного семинара для учителей и воспитателей позволит им лучше и грамотнее проводить профилактику наркомании, алкоголя и табакокурения среди детей.
«Основное внимание уделяется антинаркотической работе. Суть в том, что мы хотим интегрировать методологию, знания и опыт, которые есть у организаторов проекта в реальность, чтобы дети были защищены от этой угрозы», — заключил Султан Хамзаев.