19 февраля, 2021
RSSПечать
Пандемия превращает детей в киберхулиганов
Наталья Агре рассказала, как избежать всплеска детской агрессии в период самоизоляции

Период самоизоляции и ограничения, введенные из-за пандемии, создали дополнительное эмоциональное напряжение среди школьников. По этой причине дети стали чаще устраивать друг другу травлю в интернете. Согласно исследованию специалистов, ситуацию также усугубили невнимание взрослых и отсутствие хобби у юных россиян.
Приведет ли тотальный выход с дистанта в школы к уменьшению печальной динамики случаев кибербуллинга, как в целом бороться с травлей и почему введение специальных дисциплин в этом не помощник рассказала в интервью NEWS.ru заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Агре.
— Наталья Валентиновна, из-за пандемии в России появилось больше детей, проявляющих агрессию?
— Проблема детской агрессии появилась достаточно давно, но самоизоляция, безусловно, вызвала дополнительное напряжение, которое, в свою очередь, сказалось на поведении школьников.
Согласно данным, собранным нами совместно с аналитическим центром «НАФИ», среди главных причин агрессии эксперты называют недостаточное количество внимания в семье, неправильно выбранный стиль воспитания и отсутствие у детей элементарного хобби — внешкольного занятия, которое было бы им интересно.
Таким образом, с усложнением эпидемиологической ситуации уровень повседневного стресса повысился и у детей, и их родителей, и у педагогов. Это повлияло на количество семейных конфликтов, уровень профессионального выгорания учителей и привело к увеличению жалоб детей на различные горячие линии.
— Приведет ли это к всплеску буллинга среди детей?
— Буллинг как раз проявление неуправляемой агрессии. Поэтому закономерно: больше агрессии — большая вероятность буллинга.
Можно говорить о росте кибербуллинга. Дело в том, что за время удаленного обучения дети проводили много времени в чатах и социальных сетях, где в процессе появлялись новые аутсайдеры, а также сформировались новые микрогруппы. Поэтому по возвращении к очным урокам многие из них испытывают психологическое и физическое насилие со стороны одноклассников.
— Как исправить эту ситуацию?
— Чтобы понять, как поменялись отношения учеников в классе после пандемии, можно провести тематический классный час. Если в процессе общения вы заметили негативные проявления в поведении, предложите обсудить причины изменения, произошедшие в классе.
Минимизировать риски можно с помощью таких рекомендаций:
• обучать подростков навыкам критического мышления и управления эмоциями, развивать стрессоустойчивость;
• проводить беседы с детьми, тестировать их психическое самочувствие для своевременного выявления конфликтов;
• проводить мониторинг социальных сетей на предмет кибербуллинга;
• способствовать поддержанию доверительных и неконфликтных отношений в семье;
• устанавливать правила и нормы поведения в офлайн-среде, которые подростки затем будут переносить в онлайн.
— Какие проблемы пандемия выявила в образовательной среде, как в дальнейшем из-за нее изменится работа специалистов с детьми?
— Во время пандемии около 16 миллионов школьников экстренно перешли на дистанционный формат обучения. И здесь мы столкнулись с целым перечнем проблем, начиная с нехватки оборудования для проведения онлайн-занятий до перегруза образовательных платформ.
В свою очередь, некоторые родители чуть ли не впервые столкнулись с ситуацией, когда они остались со своим ребенком один на один. И здесь вскрылась еще одна проблема — неумение взрослых выстраивать коммуникацию со своими детьми в режиме постоянного присутствия.
Семьи с детьми, в особенности если детей больше одного, столкнулись с проблемой отсутствия совместного досуга, знаний об интересах своих детей и даже иногда с отсутствием тех или иных знаний в области воспитания. В том числе чтобы решить эту проблему, мы совместно с Минпросвещения России запустили онлайн-серию родительских собраний. И в первом выпуске затронули вопрос осведомленности родителей о социальных сетях, в которых дети проводили много времени, находясь дома. Наше исследование показало, что это такая же актуальная тема для родителей, как привитие ценностей детям разного возраста, дополнительное образование, взаимоотношения в коллективе со сверстниками, социализация и развитие самостоятельности.
Мы уверены, что школы могут выступить площадкой для выстраивания отношений внутри семьи, способствовать формированию традиций и детско-родительских отношений.
Учителям же буквально на ходу приходилось перестраивать учебные процессы, а некоторые из них, несмотря и на достаточное количество успешных примеров, оказались просто не готовы к проведению дистанционных занятий в виртуальном пространстве. Поэтому в первую очередь педагогам необходимо развивать цифровые компетенции.
Но, помимо этого, не стоит забывать и о других умениях, которые необходимы каждому преподавателю:
• умение обучить детей и подростков навыкам поведения в конфликтной ситуации, навыкам ведения переговоров, в том числе через моделирование наиболее распространенных конфликтных ситуаций;
• готовность самому вести переговоры со всеми сторонами конфликта, выявляя точки соприкосновения и выискивая истинные причины (а не только поводы) конфликтов;
• педагогическая эмпатия, зоркость, умение увидеть позитив в агрессоре и понять мотивы его поведения;
• искренняя заинтересованность в благополучии учеников, недопустимость педагогической близорукости, игнорирования их проблем;
• креативность, умение изобретать решения, а не только пользоваться набором готовых рецептов.