RSS Eng

16 февраля, 2021

RSS

Печать

Защитить российскую гуманитарную школу от дискриминации

В ОП РФ проанализировали систему оценки публикаций научных исследований

Защитить российскую гуманитарную школу от дискриминации

15 февраля на площадке Общественной палаты РФ в гибридном формате состоялся круглый стол на тему «Анализ системы оценки публикационной результативности научной деятельности (научных исследований)». Организаторами мероприятия стали Комиссия ОП РФ по развитию высшего образования и науки и Комиссия ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.

Участники мероприятия обсудили защиту отечественной высшей гуманитарной школы от дискриминации на образовательном рынке на фоне проведения Минобрнауки РФ политики по продвижению научных публикаций в изданиях, индексируемых базами данных Web of Science или Scopus, снижение коррупционного элемента в российской науке, а также угрозу вмешательства во внутренние дела России посредством научного сообщества.
 
В мероприятии приняли участие члены ОП РФ, представители научного сообщества и эксперты.
 
Модератор круглого стола, член Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Никита Данюк рассказал о проведенном среди представителей высшей гуманитарной школы Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска опросе, который был посвящен вопросам индексации и наукометрии.
 
«В последние несколько лет академическое сообщество на местах озабочено не столько подготовкой кадров и специалистов, то есть прямой работой людей в университетах, сколько научными изысканиями. Публикации в журналах, входящих в международные базы научного цитирования, для большинства преподавателей гуманитарных дисциплин приобрели обязательный характер. Благосостояние преподавателей и научных сотрудников напрямую зависит от количества опубликованных статей, поскольку этот показатель включен в эффективный контракт: это сказывается как на заработной плате, так и на перспективах дальнейшей работы в учебных заведениях», — сообщил он.
 
Алексей Хохлов, вице-президент Российской академии наук, рассказал о том, что в 2019 году РАН совместно с Министерством образования РФ была создана формула комплексного балла публикационной результативности.
 
«Она позволяет давать оценку не по числу статей, а по баллам, дающимся за публикации в различных квартилях научных журналов, а также за книги и другие формы научной результативности, такие как, например, патенты. Позже, по просьбам представителей гуманитарных и общественных наук, которые обратили внимание на то, что эта формула не учитывает ряда параметров, существующих в их рамках, в течение 2020 года была проведена модификация формулы применительно к гуманитарным и общественным наукам», — сообщил он.
 
Алексей Хохлов подчеркнул, что на данный момент формула комплексного балла публикационной результативности используется в академических институтах, но с 2021 года она будет применяться и для оценки научной результативности высших учебных заведений.
 
Максим Кронгауз, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки, отметил, что тема оценки публикационной результативности научной деятельности на настоящий момент обладает высокой степенью важности и должна обсуждаться постоянно.
 
«Система оценивания, о которой говорил Алексей Ремович, внедрена, и отказаться от нее не представляется возможным, однако ее необходимо постоянно совершенствовать в различных отношениях. Проблема этой системы на данный момент состоит в том, что в разных институциях существуют совершенно разные критерии оценивания публикаций, и, как следствие, ученый, который существует одновременно в нескольких пространствах, вынужден учитывать все эти критерии и заниматься публикационной чехардой. Мне кажется странным, что слишком много сил уходит на соответствие критериям, а не на реальную научную деятельность», — сообщил он.
 
Кроме того, Максим Кронгауз утверждает, что научные фонды, выдающие гранты, руководствуются своими критериями, преимущественно количеством публикаций. По его мнению, этот критерий является жестким ограничением для разного рода научных проектов и различных форм научного сотрудничества, в частности международного.
 
Максим Кронгауз также выразил обеспокоенность тем, что авторы научных работ, связанных с русским языком, историей и культурой, из-за стремления представить исследования исключительно в журналах, индексируемых Scopus и Web of Science, теряют возможность писать по-русски. 
 
«Фактически мы своими руками уничтожаем русский язык в качестве языка науки. Это проблема, которую нужно серьезно рассматривать в государственном масштабе», — считает он.
 
Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Александр Русаков отметил, что мнение большинства участников круглого стола единообразно и отражает объективную реальность происходящего.
 
«За 2018/2019 публикационный год в системе Web of Science индексируется порядка 32 тысяч американских работ и 5800 российских работ, у других стран цифры существенно меньше. С системой Scopus ситуация несколько сложнее, но здесь российская наука выглядит солидно с точки зрения количества публикаций. Однако следует задуматься над тем, что индекс цитируемости у нас достаточно низкий», — сказал он.
 
В конце мероприятия Никита Данюк поблагодарил собравшихся за активное участие в круглом столе и сообщил о том, что все материалы будут переданы в профильные комиссии Общественной палаты РФ.

Теги: Образование, Александр Русаков, Никита Данюк, Максим Кронгауз

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться