24 января, 2021
RSSПечать
«Мы детишек, которым по 12–14 лет, отговаривали идти туда»
Общественники в регионах рассказали о том, как прошли митинги 23 января
Во многих городах России 23 января прошли несанкционированные акции в поддержку Алексея Навального. За тем, как развивается ситуация, на местах следили члены общественных палат субъектов Федерации.
Секретарь ОП РФ Лидия Михеева подчеркнула: «Члены региональных общественных палат во время акций общались с их участниками, говорили с ними о том, что их волнует, убеждали родителей увести детей домой, чтобы не подвергать опасности. Увы, манипулирование несовершеннолетними со стороны организаторов акций имело место».
Так, в Общественной палате Республики Бурятия отметили, что в акции в Улан-Удэ в основном принимали участие подростки и дети. Молодежь восприняла это как «флешмоб» и «прогулки».
«Приглашения прошли в “Тик-Ток” и других популярных ресурсах среди наших детей. Призывы на “прогулку” были креативными, на молодежном сленге, детям обещали приключения. Участие в таких мероприятиях может поломать судьбы и жизни наших детей. Наши подростки оказались на Театральной площади, за их спинами агитаторы выкрикивали свои политические требования. В своих чатах организаторы, агитаторы без стеснения писали о том, что “детей надо вперед, полиция не тронет”», — рассказала председатель комиссии Общественной палаты республики по охране здоровья, социальной политике и вопросам семьи и детства Светлана Хабаркова.
Многие представители региональных общественных палат заявили о том, что информация о количестве протестующих, появлявшаяся в СМИ, не всегда соответствовала действительности.
Так, председатель Общественной палаты Калининградской области Игорь Селиванов опроверг сообщения о трех тысячах участников акции в Калининграде.
«Я был на этой акции, прошел весь путь, который прошла колонна. По моим подсчетам, не больше 300–400 человек было. Из того, что написали наши калининградские СМИ, три тысячи участников, это почти в 10 раз завышенная цифра», — рассказал он.
По словам Селиванова, члены Общественной палаты находились в местах проведения акции, чтобы проводить работу с подростками: на митинг пришли дети 12–14 лет. «Мы детишек, которым по 12–14 лет, отговаривали идти туда», — поделился он.
О том, как акция прошла в Севастополе, рассказала член Общественной палаты от города Севастополя Наталья Кирюхина: «Севастопольцы не поддержали протестные движения, ведь они еще хорошо помнят майдан. Внешние организаторы не смогли собрать более 20 человек на протест в городе-герое Севастополе, и значительная часть митингующих были приезжие.
Гуляющих было в три или даже четыре раза больше: журналисты, блогеры, зеваки, общественники, казаки, байкеры, люди, спешащие на паром, люди, которые просто пришли посмотреть, и, конечно, правоохранительные органы».
Информацию СМИ о количестве участников митинга в столице Мордовии Саранске назвал достаточно объективной председатель региональной Общественной палаты Иван Капитонов.
«Информация о количестве участников, которая прошла у нас официально, — порядка 200–300 человек. Мне кажется, мы достаточно объективно оцениваем количество участников: текущая цифра близка к объективной. В целом у нас чуть проще и спокойнее проходят такие мероприятия, чем в других регионах. Все-таки такие фигуры в Мордовии не пользуются особым уважением и авторитетом», — добавил он.
В СМИ сообщалось о трех тысячах митингующих во Владивостоке. По словам Бориса Ступницкого, председателя Общественной палаты Приморского края, активных протестующих было значительно меньше 500.
«Члены Общественной палаты Приморского края организовали патрулирование. Мы выходили на центральную площадь до начала акции — в 12:00 и в 13:00, и на площади вообще никого не было. Потом вся эта история достаточно быстро произошла. В 18:00 улицы уже были пустые. Ни машин, ни людей — настолько все быстро разошлись. Сложно сказать, сколько народу просто находилось на центральной площади в этот момент, а сколько действительно участвовало в акции. Активных участников было намного меньше: они начали движение по центральной улице с участка площади, где с утра проходили народные гулянья. Местные жители там тоже находились и могли присоединиться к шествию из любопытства, не разделяя идеи акции», — сообщил Борис Ступницкий.
Член Совета Общественной палаты Приморского края Валерий Корольков рассказал, что общественники проводили патрулирование на улицах Владивостока, чтобы не дать несовершеннолетним участвовать в акции.
«Однако этого недостаточно. Надо четко понимать, что это не последняя подобная акция. Необходимо, чтобы каждый родитель обратил внимание на то, чем занимается его ребенок, какие мероприятия посещает, с кем общается, потому что одно посещение незаконного митинга может навсегда перечеркнуть светлое будущее вашего ребенка», — отметил он.
По подсчетам председателя Общественной палаты Псковской области Анатолия Мультаха, участие в несанкционированном митинге в Пскове приняло 200–300 человек «плюс наблюдатели или зеваки».
«Хочу обратить внимание на попытки провокаций, — сказал он. — Были попытки поднять шум, покричать, были и те, кто всем этим руководил, и было заметно, что все это отрепетированные действия. Но чтобы кто-то на кого-то бросался — такого не было. Митинга у них тоже не получилось, и в целом все прошло спокойно: прошлись по городу, создали видимость акции и разошлись. Можно сказать, что в Пскове все обошлось малой кровью».
Председатель Общественной палаты Челябинской области Николай Дейнеко сообщил, что в столице региона акция прошла спокойно, а принявшие участие в митинге дети не политизировали свои действия.
«В несогласованной акции в Челябинске приняло участие порядка 1500 человек. К счастью, все прошло спокойно без существенных происшествий. Очень корректно вела себя полиция. Без задержаний, к сожалению, не обошлось, но проходили они тоже спокойно и исключительно в случаях явных нарушений или провокаций. Несмотря на призывы родительской общественности не вовлекать в акцию детей, несовершеннолетних было достаточно много, но свое участие они никак не политизировали», — рассказал общественник.
Председатель Общественной палаты Волгоградской области Татьяна Гензе уверена, что большинство участников акции в Волгограде пришли на митинг из любопытства. При этом она с осуждением отнеслась к тому, что мероприятие проводилось в период строгих ограничений, вызванных пандемией.
«На мой взгляд, сам факт участия несовершеннолетних, особенно в период пандемии, говорит о том, что это спланированная акция. Молодежи интересно все новое, и ее организованность стала результатом “компьютерного” влияния. Находясь на несанкционированном мероприятии, многие фотографировались, размещали фото в инстаграм и социальных сетях. Я уверена, что большинство молодых людей пришло на акцию не из идейных соображений, а просто из любопытства», — отметила Татьяна Гензе.
Несогласованная акция, инициированная сторонниками оппозиционера Алексея Навального, прошла 23 января и в Липецке. Уведомление о проведении шествия городская администрация от организаторов не получала, прокомментировала ситуацию с несогласованным шествием в Липецке Ирина Бурмыкина, председатель Общественной палаты Липецкой области.
«Гражданское общество всегда выступало инициатором перемен. И это стремление сделать жизнь лучше, законы логичнее, а мир справедливее абсолютно естественно. Проблема в том, что большая часть общества не задумывается о механизмах достижения этих перемен. Если, как у Цоя, “перемен требуют наши сердца”, кричать об этом на площадях бессмысленно. Нужно засучить рукава и работать. Изучать законы, по которым живет и развивается общество, инициировать проекты, которые приносят ему реальную пользу, собирать единомышленников, вместе с которыми вы сможете воплотить в жизнь ваши идеи, быть активными в выборных кампаниях, выдвигать кандидатуры депутатов, которые будут представлять вашу позицию в законодательных органах разных уровней», — заявила она.
Председатель Общественной палаты Калужской области Галина Донченкова сообщила, что в регионе была проведена работа на опережение, благодаря чему акция прошла только в Калуге. Детей на мероприятии практически не было.
«Общественная палата все время держала руку на пульсе, мы связались с отраслевыми ведомствами. В муниципальных районах все прошло спокойно, где-то проводились спортивные соревнования, но митингующих там не было. Акция прошла только в городе Калуга, и по нашим наблюдениям и по фотоматериалам, детей на мероприятии практически не было, присутствовала молодежь», — пояснила общественница.
В Ярославле имели место провокации в адрес сотрудников правоохранительных органов со стороны подростков. Несмотря на это полицейские вели себя сдержанно, сообщил председатель Общественной палаты Ярославской области Сергей Соловьев.
«Начиналось шествие с трехсот человек к концу движение количество увеличилось примерно до тысячи, но большая часть их — это зеваки, которые проходили мимо, наблюдали активность и присоединялись просто поглазеть на акцию. Детей практически не было, были несовершеннолетние. Во время патрулирования в Ярославле я сам стал свидетелем ситуации, когда молодые люди возраста старшей школы откровенно провоцировали и оскорбляли сотрудника полиции, но он стойко выдержал и не стал применять силу. Вообще полиция, Росгвардия и ГИБДД вели себя очень сдержанно, профессионально отработали. Улицы не перекрывали, участники шли по тротуарам. Задержали только несколько взрослых из числа организаторов протестных акций, которые нарушили закон, собрав людей на несанкционированный митинг. Все прошло без драк и столкновений», — рассказал он.
Около двух тысяч человек собрались на митинг в Краснодарском крае. Среди них, по словам председателя региональной Общественной палаты Любови Поповой, было много подростков и молодежи.
«Точных данных о количестве и составе участников пока нет. В целом несанкционированная акция прошла достаточно мирно. Было несколько провокационных акций со стороны митингующих. Но жалоб на задержания со стороны участников протестов в Общественную палату не поступало. По сведениям ОНК Краснодарского края, также осуществлявших мониторинг, задержания и аресты участников несанкционированного митинга правоохранительными органами не производились.
В Краснодаре группы людей прошли по улице Красной, до здания краевой администрации, выкрикивая лозунги. Правоохранители просто сопровождали движение митингующих, не вмешиваясь в происходящее. Сотрудниками ДПС обеспечивалась безопасность дорожного движения в местах большого скопления людей. С наступлением сумерек молодежь разошлась», — добавила она.
Большое количество детей и подростков пришли на митинг в Кирове. По словам председателя Общественной палаты Кировской области Натальи Шедько, общее количество участников акции составило около 300 человек.
«Во время митингов было замечено большое количество детей, подростков, студентов. Мне, как матери, очень больно на это смотреть. Я считаю, что недопустимо, использовать неокрепшие умы для продвижения своих политических взглядов, подвергать их опасности. Дети не понимают реальных целей, которые преследуют организаторы митинга и не замечают, как ими свободно управляют.
По предварительным данным, участие в акции приняли порядка 300 кировчан. Большинство — дети и подростки. Хорошо, что все прошло спокойно и без обострений. Конечно, назвать подобные события цивилизованными методами политической борьбы крайне сложно. Люди, которые призывают молодежь к участию в такого рода мероприятиях, должны понести ответственность за свои действия», — подчеркнула общественница.
Председатель Общественной палаты Новосибирской области Галина Гриднева подчеркнула, что СМИ почти вдвое преувеличили количество участников митинга в столице региона. Кроме того, она отметила, что общественники провели работу среди молодежи.
«Члены региональной палаты активно включились в информационно-разъяснительную работу среди молодежи по предстоящему митингу 23 января. Проведена большая работа в социальных сетях, что позволило значительно сократить выходы на улицу людей, особенно несовершеннолетних детей», — подчеркнула она.
В Кургане общественники обратились через социальные сети к родителям с призывом, не допустить участия несовершеннолетних в несогласованных акциях. Эта работа дала результат — подростков было немного. Общее же количество участников, по данным общественников, завышено организаторами в несколько раз.
«Несогласованная акция прошла спокойно, без существенных происшествий. Задержаний, к сожалению, избежать не удалось, но проходили они исключительно в случаях явных нарушений или провокаций. Я уверен, что большинство молодых людей пришло на акцию не из идейных соображений, а просто из любопытства. Благодаря нашей работе по предупреждению, акция была проведена только в Кургане. Хотелось бы обратиться к родителям Зауралья: найдите время, расскажите молодежи, к каким последствиям могут привести противоправные действия», — отметил председатель Общественной палаты Курганской области Михаил Белоусов.
«Участники митингов выкрикивали в сторону силовиков откровенные оскорбления. Полицейские с помощью громкоговорителей неустанно разъясняли гражданам, что те участвуют в несанкционированной акции и предлагали разойтись, разъяснили ответственность, предусмотренную законодательством. Органы правопорядка действовали корректно, не выходя за рамки закона, задерживая только зачинщиков и провокаторов», — заявил член Общественной палаты РФ, заместитель Председателя Общественной палаты Курганской области Валерий Яхонтов.
Председатель Общественной палаты Республики Северной Осетии — Алании Нина Чиплакова заявила, что молодежь региона не поддалась на призывы к участию в несанкционированных акциях.
«Мы, члены Общественной палаты, общались с представителями студенчества, учащейся молодежи средних образовательных учреждений и школ республики, чтобы услышать их точку зрения на призывы выйти на улицы. Была высказана четкая позиция — никто не собирался участвовать в провокации. Тем более, инициаторы акции не имеют морального права выступать с подобными призывами, игнорируют юридические последствия таких мероприятий, возможность распространения COVID-19. Однозначно высказанная негативная оценка является, на мой взгляд, выражением четкой гражданской позиции. Наша молодежь продемонстрировала, что умеет принимать взвешенные решения, не поддаваясь на провокации», — отметила она.