16 декабря, 2020
RSSПечать
«Защитить интересы государства и не препятствовать развитию некоммерческого сектора»
В ОП РФ прошли большие слушания законопроектов, регулирующих деятельность иноагентов

В Общественной палате РФ 15 декабря состоялось широкое общественное обсуждение пакета поправок в законодательство в части регулирования деятельности иностранных агентов.
Секретарь Общественной палаты РФ Лидия Михеева напомнила, что 10 декабря на встрече Владимира Путина с членами Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека был поднят вопрос о внесенных в Государственную думу РФ законопроектов, регулирующих деятельность иностранных агентов, в части повышения прозрачности деятельности таких НКО, СМИ, физических лиц.
«Глава государства услышал обеспокоенность гражданского общества в отношении проработанности этих законопроектов и поручил еще раз в режиме экспертной и общественной дискуссии их обсудить», — пояснила она.
Лидия Михеева обратила внимание, что большинство дискуссий разворачивается вокруг определения понятия «политическая деятельность»; высказываются опасения, что трактовка политической деятельности слишком широкая и иноагентами могут быть признаны случайно добропорядочные граждане, в том числе ученые, деятели культуры, искусства, ряда других социально значимых направлений, в том числе охраны здоровья, социальной защиты и обслуживания граждан, физической культуры и спорта, благотворительной деятельности.
«Мне представляется, что эти формулировки должны быть в достаточной мере определенными и исключающими подпадание под понятие политической деятельности таких видов общественной активности, которые свойственны прежде всего представителями науки», — пояснила Михеева.
Глава ОП РФ убеждена, что к политической деятельности также недопустимо относить случаи культурного обмена и культурного сотрудничества, в том числе, когда речь идет о выступлениях на культурных и научных мероприятиях зарубежных чиновников.
Кроме того, Лидия Михеева предлагает исключить из законопроекта норму о запрете НКО-иноагентам предлагать кандидатуры в составы общественных советов при федеральных органах власти.
«Есть позиция Конституционного Суда РФ о том, что статус иностранного агента влечет только обязательную маркировку и не может вести к дискриминации в тех или иных правах», — говорит она.
«Иностранные агенты могут быть избраны в представители муниципальных, государственных органов власти. В пассивном избирательном праве они не поражаются и могут идти в представительные органы власти. Здесь нет никаких ограничений», — уточнил один из разработчиков законопроекта, председатель Комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
По его словам, концепция законопроекта заключается в том, чтобы обеспечить прозрачность иностранного участия во внутриполитической жизни страны: иностранные агенты должны маркировать свою продукцию и отчитываться, какие деньги получают. Законодатель озвучил важное ограничение — он убежден, что иностранные агенты не должны иметь доступ к государственной тайне; а также заверил, что законопроект не затрагивает сферу культуры, просвещения, здравоохранения и спорта: «Это совсем другая область. Законопроект никакого отношения к этому не имеет — только то, что связано с политической деятельностью. Если повестку формируют зарубежные страны, мы должны это понимать».
Опасения советника Президента Российской Федерации, председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Валерия Фадеева вызывают поправки в закон «О средствах массовой информации» относительно возможной трактовки предлагаемых норм: на всех пользователей сети Интернет — это могут быть блогеры, владельцы любого частного аккаунта — может быть возложена обязанность при любом упоминании лица, признанного иноагентом, указывать его статус. Правозащитник предлагает дополнить текст законопроекта положением, что обязательной маркировке в сети Интернет подлежат только сообщения и материалы СМИ.
Кроме того, Валерий Фадеев затронул тему финансовой отчетности при организации публичных мероприятий — сейчас соответствующий законопроект, регулирующий организацию и проведение публичных мероприятий, предполагает открытие банковского счета для организации любого митинга, общественного мероприятия. Глава СПЧ предлагает исключить необходимость указания сведений о банковском счете и представлении отчета о получении и расходовании денежных средств для организаторов публичных мероприятий с заявленным количеством участников менее 500 человек.
Татьяна Москалькова, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, попросила авторов законопроекта внести изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который сейчас дополняется положением о том, что сообщения и материалы учредителей, членов, руководителей и работников иностранных агентов подлежат обязательной маркировке, если они связаны с осуществлением ими политической деятельности: исключить обязательность такой маркировки для рядовых работников иностранных агентов.
Татьяна Москалькова убеждена также, что законодательство не должно ставить барьеры программам и проектам в области профилактики заболеваний, охраны здоровья, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, поддержки инвалидов, спорта и физической культуры — многие из них реализуются в кооперации с международными сообществами, интегрированы в аналогичные российским международные структуры.
«В период пандемии гражданское общество показало, насколько важно использование всех инструментов для решения глобальных вопросов. Опыт, полученный в этом году, должен быт использован для поддержки социальных практик. Важно, чтобы эти организации не попали в число тех, для которых устанавливаются особые правила», — настаивает она.
Также Татьяна Москалькова предлагает закрепить обязанность федеральных государственных регистраторов уведомлять НКО и физлиц о том, что по итогам проверок они включаются в реестр иностранных агентов: «Это позволит людям аргументировать позицию, отстаивать свой статус правовыми мерами и способами».
Член Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по международным делам Андрей Климов обратил внимание на необоснованность предположений о возможном наказании за деятельность в качестве иностранного агента. По его словам, такая ответственность может наступить только в случае нарушения установленных правил. А сама деятельность, которую предлагается регистрировать, не запрещается, в том числе деятельность по сбору чувствительной информации военно-технического характера: «Она лишь должна быть зарегистрирована физическим лицом или юридическим лицом, которое такую деятельность осуществляет в пользу иностранного государства, организации или группы лиц».
В ходе обсуждения предлагаемых инициатив прозвучали различные точки зрения. Одни посчитали вводимые изменения слишком мягкими, другие, напротив, называют их чрезмерно жесткими. Так, Мария Бутина, член Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, считает, что объявлять иноагентом нужно не только за политическую, а вообще за любую деятельность при наличии иностранного финансирования организации или физлица: «Основополагающим фактором должно быть наличие деятельности под контролем иностранного лица».
Она также привела в пример США, которые очень внимательно следят за своими национальными интересами, заставляют регистрироваться всех, кто так или иначе связан с иностранными гражданами, и предоставлять информацию о своей деятельности, в том числе финансовую.
А член СПЧ Наталия Евдокимова призывает признавать НКО выполняющими функции иностранного агента только при доказанной работе на принципала и только по суду.
Член СПЧ Леонид Поляков уверен, что сама идея обеспечить прозрачность иностранного участия в политическом процессе страны принципиально не верна — это нонсенс, а политическая деятельность на иностранные деньги должна быть запрещена в принципе для НКО.
«Как только любая деятельность, в любой сфере начинает влиять на госполитику, на ее оценку, попытку ее изменить и т.д., это должно быть запрещено. Эта граница должна быть четко определена. Я бы предложил сформулировать закрытый список форм участия в политике, которые автоматически дисквалифицируют данную организацию в качестве НКО», — заявил он.
Много вопросов вызвали предложенные механизмы регулирования деятельности иностранных агентов у представителей некоммерческого сектора. Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, считает, что необходимо соблюсти баланс — с одной стороны, защитить интересы государства, с другой — дать людям свободно работать и не оглядываться по сторонам.
Общественница рассказала, что в список НКО-иноагентов попадают организации социальной направленности, благотворительные фонды. Это происходит из-за того, что понятие «политическая деятельность» слишком широко сформулировано, говорит она, и предлагает ввести в критерии понятие «посредничество». Кроме того, она напомнила, что два года назад Минюст России предложил новую форму отчетности для НКО о зарубежных денежных средствах, поступивших в организацию через посредников.
«Мы так и не поняли, как это можно сделать: коммерческие организации не обязаны открывать нам источники своего финансирования. И это напрямую относится к предлагаемой норме: нам уже два раза продлевали мораторий — это говорит о том, что даже действующие нормы закона не работают, им не хватает отточенности техники. Поэтому мне кажется, что законопроект надо отложить и доработать», — говорит Тополева-Солдунова.
Среди других пунктов, по которым НКО-иноагенты поражены в правах, член ОП РФ называет запрет на исполнение общественно-полезных услуг; невозможность маркировки публикаций в СМИ, сделанных НКО и физлицами много лет назад и актуализированных третьим лицом; ошибки правоприменительной практики, когда НКО включаются в реестр иностранных агентов по решению территориальных отделений Минюста, районных судов и т.д. — по мнению Елены Тополевой-Солдуновой такие решения должны приниматься только на уровне Минюста России.
Опасения Елизаветы Олескиной, первого заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам благотворительности и социальной работе, вызывает возможность трактовки в качестве политической деятельности любого участия НКО в работе с органами власти, в том числе в составе общественных и попечительских советов.
«Поправки в этом виде заводят НКО в тупик и препятствуют развитию сектора в целом», — делает вывод она.
Законопроекты, регулирующие прозрачность деятельности иноагентов основаны на международном опыте, подчеркнул первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
«В законопроектах нет условий, чтобы была какая-то огульная кампания в их правоприменении. Наоборот, наши законы в этой сфере очень мягки. Они ничего не запрещают, только требуют отчетности и идентификации. Цель — повысить дисциплину и прозрачность», — пояснил он.
По словам Малькевича, Запад исповедует очевидные двойные стандарты: по отношению к неугодным странам, в том числе России действует жестко и избирательно в части применения законодательства об иностранных агентах.
«Мы этот негативный опыт не планируем брать на вооружение, но почему мы не имеем права защищать свой суверенитет в сфере развития гражданского общества с помощью тех же инструментов?», — недоумевает общественник.
Он также возразил экспертам, высказавшимся за судебный порядок признания иноагентом — суд разрешает споры или привлекает к ответственности, а заявлять о своем статусе — обязанность самой организации. Не согласился с тем, что маркировке подлежат исключительно СМИ — есть блогеры с сотнями и даже миллионами подписчиков, получающие финансирование по непрозрачным схемам и участвующие в политической деятельности и сборе военных сведений. Призвал ужесточить законодательство в отношении СМИ, признанных иностранными агентами, но отказывающихся выполнять российские законы.
«Люди должны понимать, что они работают в интересах другого государства. Мы не запрещаем, но мы должны знать, с кем имеем дело. Аналогичные требования есть во многих странах», — настаивает Александр Малькевич.
Начиная с 2016 года, количество НКО, подавших заявление о включении в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, уменьшается: в 2015 году таких насчитывалось 81, в 2016 — 43, в 2017 — 16, в 2018 — семь, в 2019 — 19. Вместе с этим размер финансирования российского некоммерческого сектора из иностранных источников не меняется и остается на достаточно высоком уровне — это порядка 70–80 миллиардов рублей ежегодно. Такие данные озвучил член Общественной палаты РФ Никита Данюк.
«Это говорит о том, что некоторые НКО, прикрываясь всевозможными сферами (научно-образовательными, гуманитарными), на самом деле занимаются политической деятельностью. К кейсу каждой НКО, признанной инагентом, надо подходить комплексно и смотреть, чем они занимаются», — убежден он.
«Предлагаемые поправки носят либеральный характер, а требования прозрачности — в тренде законодательных изменений и других стран», — не разделяет опасений о чрезмерности предлагаемых норм член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Максим Григорьев. Чтобы окончательно развеять сомнения НКО, которые переживают, что их могут незаслуженно отнести к иноагентам, он предлагает организовать общественный контроль, наблюдение за этим процессом и давать общественную оценку деятельности каждой организаций, признанной инагентом.
Выслушав доводы экспертов, Василий Пискарев еще раз заверил, что законопроект не несет никакой опасности НКО: «Речь идет только о тех, кто занимается политикой. Нам должно быть понятно, куда поступают деньги из иностранных источников, иначе через несколько лет мы можем получить ситуацию, которую мы наблюдаем на юго-западе и юго-востоке прилегающих к России государств. Мы, авторы законопроекта уверены, что абсолютное большинство населения нас поддержит».
Подводя итоги мероприятия, Лидия Михеева отметила разноплановость и плодотворность дискуссии и пообещала, что все пожелания и предложения экспертов будут направлены на рассмотрение в профильные комиссии Государственной думы РФ.
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили продавать алкоголь только в спецмагазинах
Центробанк поддержал идею пенсионного налогового вычета для россиян
Zoom запретил доступ к сервису российским госучреждениям и госкомпаниям