RSS Eng

16 декабря, 2020

RSS

Печать

«Защитить интересы государства и не препятствовать развитию некоммерческого сектора»

В ОП РФ прошли большие слушания законопроектов, регулирующих деятельность иноагентов

«Защитить интересы государства и не препятствовать развитию некоммерческого сектора»

В Общественной палате РФ 15 декабря состоялось широкое общественное обсуждение пакета поправок в законодательство в части регулирования деятельности иностранных агентов.

Секретарь Общественной палаты РФ Лидия Михеева напомнила, что 10 декабря на встрече Владимира Путина с членами Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека был поднят вопрос о внесенных в Государственную думу РФ законопроектов, регулирующих деятельность иностранных агентов, в части повышения прозрачности деятельности таких НКО, СМИ, физических лиц.

«Глава государства услышал обеспокоенность гражданского общества в отношении проработанности этих законопроектов и поручил еще раз в режиме экспертной и общественной дискуссии их обсудить», — пояснила она.

Лидия Михеева обратила внимание, что большинство дискуссий разворачивается вокруг определения понятия «политическая деятельность»; высказываются опасения, что трактовка политической деятельности слишком широкая и иноагентами могут быть признаны случайно добропорядочные граждане, в том числе ученые, деятели культуры, искусства, ряда других социально значимых направлений, в том числе охраны здоровья, социальной защиты и обслуживания граждан, физической культуры и спорта, благотворительной деятельности.

«Мне представляется, что эти формулировки должны быть в достаточной мере определенными и исключающими подпадание под понятие политической деятельности таких видов общественной активности, которые свойственны прежде всего представителями науки», — пояснила Михеева.

Глава ОП РФ убеждена, что к политической деятельности также недопустимо относить случаи культурного обмена и культурного сотрудничества, в том числе, когда речь идет о выступлениях на культурных и научных мероприятиях зарубежных чиновников.

Кроме того, Лидия Михеева предлагает исключить из законопроекта норму о запрете НКО-иноагентам предлагать кандидатуры в составы общественных советов при федеральных органах власти.

«Есть позиция Конституционного Суда РФ о том, что статус иностранного агента влечет только обязательную маркировку и не может вести к дискриминации в тех или иных правах», — говорит она.

«Иностранные агенты могут быть избраны в представители муниципальных, государственных органов власти. В пассивном избирательном праве они не поражаются и могут идти в представительные органы власти. Здесь нет никаких ограничений», — уточнил один из разработчиков законопроекта, председатель Комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

По его словам, концепция законопроекта заключается в том, чтобы обеспечить прозрачность иностранного участия во внутриполитической жизни страны: иностранные агенты должны маркировать свою продукцию и отчитываться, какие деньги получают. Законодатель озвучил важное ограничение — он убежден, что иностранные агенты не должны иметь доступ к государственной тайне; а также заверил, что законопроект не затрагивает сферу культуры, просвещения, здравоохранения и спорта: «Это совсем другая область. Законопроект никакого отношения к этому не имеет — только то, что связано с политической деятельностью. Если повестку формируют зарубежные страны, мы должны это понимать».

Опасения советника Президента Российской Федерации, председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Валерия Фадеева вызывают поправки в закон «О средствах массовой информации» относительно возможной трактовки предлагаемых норм: на всех пользователей сети Интернет — это могут быть блогеры, владельцы любого частного аккаунта — может быть возложена обязанность при любом упоминании лица, признанного иноагентом, указывать его статус. Правозащитник предлагает дополнить текст законопроекта положением, что обязательной маркировке в сети Интернет подлежат только сообщения и материалы СМИ.


Кроме того, Валерий Фадеев затронул тему финансовой отчетности при организации публичных мероприятий — сейчас соответствующий законопроект, регулирующий организацию и проведение публичных мероприятий, предполагает открытие банковского счета для организации любого митинга, общественного мероприятия. Глава СПЧ предлагает исключить необходимость указания сведений о банковском счете и представлении отчета о получении и расходовании денежных средств для организаторов публичных мероприятий с заявленным количеством участников менее 500 человек.

Татьяна Москалькова, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, попросила авторов законопроекта внести изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который сейчас дополняется положением о том, что сообщения и материалы учредителей, членов, руководителей и работников иностранных агентов подлежат обязательной маркировке, если они связаны с осуществлением ими политической деятельности: исключить обязательность такой маркировки для рядовых работников иностранных агентов.

Татьяна Москалькова убеждена также, что законодательство не должно ставить барьеры программам и проектам в области профилактики заболеваний, охраны здоровья, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, поддержки инвалидов, спорта и физической культуры — многие из них реализуются в кооперации с международными сообществами, интегрированы в аналогичные российским международные структуры.

«В период пандемии гражданское общество показало, насколько важно использование всех инструментов для решения глобальных вопросов. Опыт, полученный в этом году, должен быт использован для поддержки социальных практик. Важно, чтобы эти организации не попали в число тех, для которых устанавливаются особые правила», — настаивает она.

Также Татьяна Москалькова предлагает закрепить обязанность федеральных государственных регистраторов уведомлять НКО и физлиц о том, что по итогам проверок они включаются в реестр иностранных агентов: «Это позволит людям аргументировать позицию, отстаивать свой статус правовыми мерами и способами».

Член Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по международным делам Андрей Климов обратил внимание на необоснованность предположений о возможном наказании за деятельность в качестве иностранного агента. По его словам, такая ответственность может наступить только в случае нарушения установленных правил. А сама деятельность, которую предлагается регистрировать, не запрещается, в том числе деятельность по сбору чувствительной информации военно-технического характера: «Она лишь должна быть зарегистрирована физическим лицом или юридическим лицом, которое такую деятельность осуществляет в пользу иностранного государства, организации или группы лиц».

В ходе обсуждения предлагаемых инициатив прозвучали различные точки зрения. Одни посчитали вводимые изменения слишком мягкими, другие, напротив, называют их чрезмерно жесткими. Так, Мария Бутина, член Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, считает, что объявлять иноагентом нужно не только за политическую, а вообще за любую деятельность при наличии иностранного финансирования организации или физлица: «Основополагающим фактором должно быть наличие деятельности под контролем иностранного лица».

Она также привела в пример США, которые очень внимательно следят за своими национальными интересами, заставляют регистрироваться всех, кто так или иначе связан с иностранными гражданами, и предоставлять информацию о своей деятельности, в том числе финансовую.

А член СПЧ Наталия Евдокимова призывает признавать НКО выполняющими функции иностранного агента только при доказанной работе на принципала и только по суду.

Член СПЧ Леонид Поляков уверен, что сама идея обеспечить прозрачность иностранного участия в политическом процессе страны принципиально не верна — это нонсенс, а политическая деятельность на иностранные деньги должна быть запрещена в принципе для НКО.

«Как только любая деятельность, в любой сфере начинает влиять на госполитику, на ее оценку, попытку ее изменить и т.д., это должно быть запрещено. Эта граница должна быть четко определена. Я бы предложил сформулировать закрытый список форм участия в политике, которые автоматически дисквалифицируют данную организацию в качестве НКО», — заявил он.

Много вопросов вызвали предложенные механизмы регулирования деятельности иностранных агентов у представителей некоммерческого сектора. Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, считает, что необходимо соблюсти баланс — с одной стороны, защитить интересы государства, с другой — дать людям свободно работать и не оглядываться по сторонам.

Общественница рассказала, что в список НКО-иноагентов попадают организации социальной направленности, благотворительные фонды. Это происходит из-за того, что понятие «политическая деятельность» слишком широко сформулировано, говорит она, и предлагает ввести в критерии понятие «посредничество». Кроме того, она напомнила, что два года назад Минюст России предложил новую форму отчетности для НКО о зарубежных денежных средствах, поступивших в организацию через посредников.

«Мы так и не поняли, как это можно сделать: коммерческие организации не обязаны открывать нам источники своего финансирования. И это напрямую относится к предлагаемой норме: нам уже два раза продлевали мораторий — это говорит о том, что даже действующие нормы закона не работают, им не хватает отточенности техники. Поэтому мне кажется, что законопроект надо отложить и доработать», — говорит Тополева-Солдунова.

Среди других пунктов, по которым НКО-иноагенты поражены в правах, член ОП РФ называет запрет на исполнение общественно-полезных услуг; невозможность маркировки публикаций в СМИ, сделанных НКО и физлицами много лет назад и актуализированных третьим лицом; ошибки правоприменительной практики, когда НКО включаются в реестр иностранных агентов по решению территориальных отделений Минюста, районных судов и т.д. — по мнению Елены Тополевой-Солдуновой такие решения должны приниматься только на уровне Минюста России.

Опасения Елизаветы Олескиной, первого заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам благотворительности и социальной работе, вызывает возможность трактовки в качестве политической деятельности любого участия НКО в работе с органами власти, в том числе в составе общественных и попечительских советов.

«Поправки в этом виде заводят НКО в тупик и препятствуют развитию сектора в целом», — делает вывод она.

Законопроекты, регулирующие прозрачность деятельности иноагентов основаны на международном опыте, подчеркнул первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.

«В законопроектах нет условий, чтобы была какая-то огульная кампания в их правоприменении. Наоборот, наши законы в этой сфере очень мягки. Они ничего не запрещают, только требуют отчетности и идентификации. Цель — повысить дисциплину и прозрачность», — пояснил он.

По словам Малькевича, Запад исповедует очевидные двойные стандарты: по отношению к неугодным странам, в том числе России действует жестко и избирательно в части применения законодательства об иностранных агентах.

«Мы этот негативный опыт не планируем брать на вооружение, но почему мы не имеем права защищать свой суверенитет в сфере развития гражданского общества с помощью тех же инструментов?», — недоумевает общественник.

Он также возразил экспертам, высказавшимся за судебный порядок признания иноагентом — суд разрешает споры или привлекает к ответственности, а заявлять о своем статусе — обязанность самой организации. Не согласился с тем, что маркировке подлежат исключительно СМИ — есть блогеры с сотнями и даже миллионами подписчиков, получающие финансирование по непрозрачным схемам и участвующие в политической деятельности и сборе военных сведений. Призвал ужесточить законодательство в отношении СМИ, признанных иностранными агентами, но отказывающихся выполнять российские законы.

«Люди должны понимать, что они работают в интересах другого государства. Мы не запрещаем, но мы должны знать, с кем имеем дело. Аналогичные требования есть во многих странах», — настаивает Александр Малькевич.

Начиная с 2016 года, количество НКО, подавших заявление о включении в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, уменьшается: в 2015 году таких насчитывалось 81, в 2016 — 43, в 2017 — 16, в 2018 — семь, в 2019 — 19. Вместе с этим размер финансирования российского некоммерческого сектора из иностранных источников не меняется и остается на достаточно высоком уровне — это порядка 70–80 миллиардов рублей ежегодно. Такие данные озвучил член Общественной палаты РФ Никита Данюк.

«Это говорит о том, что некоторые НКО, прикрываясь всевозможными сферами (научно-образовательными, гуманитарными), на самом деле занимаются политической деятельностью. К кейсу каждой НКО, признанной инагентом, надо подходить комплексно и смотреть, чем они занимаются», — убежден он.

«Предлагаемые поправки носят либеральный характер, а требования прозрачности — в тренде законодательных изменений и других стран», — не разделяет опасений о чрезмерности предлагаемых норм член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Максим Григорьев. Чтобы окончательно развеять сомнения НКО, которые переживают, что их могут незаслуженно отнести к иноагентам, он предлагает организовать общественный контроль, наблюдение за этим процессом и давать общественную оценку деятельности каждой организаций, признанной инагентом.

Выслушав доводы экспертов, Василий Пискарев еще раз заверил, что законопроект не несет никакой опасности НКО: «Речь идет только о тех, кто занимается политикой. Нам должно быть понятно, куда поступают деньги из иностранных источников, иначе через несколько лет мы можем получить ситуацию, которую мы наблюдаем на юго-западе и юго-востоке прилегающих к России государств. Мы, авторы законопроекта уверены, что абсолютное большинство населения нас поддержит».

Подводя итоги мероприятия, Лидия Михеева отметила разноплановость и плодотворность дискуссии и пообещала, что все пожелания и предложения экспертов будут направлены на рассмотрение в профильные комиссии Государственной думы РФ.

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться