09 декабря, 2020
RSSПечать
«Общественная палата выступает за наведение порядка в законодательстве о вспомогательных репродуктивных технологиях» — Лидия Михеева
В ОП РФ заявили о необходимости государственного регулирования суррогатного материнства

В Общественной палате РФ 8 декабря прошли общественные слушания на тему «Изменения в законодательстве и проблемы репродуктивного туризма».
Проблемы суррогатного материнства, репродуктивного туризма уже не раз обсуждались на площадке ОП РФ, поделился первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло: «Акцент этих слушаний смещен в сторону демографии, национальной безопасности, защиты прав детей — именно по этой теме прошу экспертов высказываться».

В то же время, подчеркнула Лидия Михеева, ситуация с пандемией обострила дискуссию и обозначила проблемы, затрагивающие интересы детей, рожденных с помощью ВРТ: «Предлагаю всем построить взвешенный, конструктивный диалог, подойти к этой ситуации максимально объективно. Еще раз подчеркиваю, что Общественная палата выступает за наведение порядка в законодательстве о ВРТ. Наша основная задача — защитить права и интересы ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, в которой говорится, что каждый ребенок имеет право знать своих родителей, имеет право на их воспитание и заботу», — подчеркнула Михеева.

«Этот дух и смысл основного закона страны можно рассматривать как контекст нашего разговора. Кроме того, в послании этого года Президент определил высшим национальным приоритетом сбережение и преумножение народов России, и каждый наш шаг, каждый новый закон мы должны оценивать с точки зрения этого высшего национального приоритета. Возможно, мы сегодня рассматриваем тоже один из таких шагов, на который надо посмотреть, как на высший приоритет», — пояснил он.
Ирина Киркора, заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, предложила относиться к репродуктивным технологиям, как к возможности бесплодной паре стать биологическими родителями своего ребенка, и не запрещать суррогатное материнство.
«Нужно понимать, как его можно развить. Сейчас, например, нет единого реестра малышей, рожденных суррогатными матерями, в этом направлении стоит развиваться. Нужно найти правильную конструкцию, формат, требование к той или иной процедуре, лицензирование центров, можно пойти на разные варианты, чтобы эта деятельность была более понятна обществу, вызывала меньше страхов и опасений за судьбу этих детей», — пояснила она.

«Не очень понятно в этом контексте, почему в России должно быть по-другому. Почему мы по-прежнему ориентируемся на ценности тридцатилетней давности? Я считаю, что наша страна не должна быть рынком репродуктивного туризма», — заявил Толстой, добавив, что дети, рожденные на заказ, — это аморально, а проблема должна рассматриваться не только как медицинская, но и с точки зрения безопасности государства, защиты детей, и предложил экспертам обсудить меры, которые смогут улучшить ситуацию.

По его мнению, право на применение технологий суррогатного материнства должны получать граждане РФ, состоящие в зарегистрированном браке и давшие обоюдное согласие на медицинское вмешательство. Кроме того, Николай Земцов выступил против коммерциализации суррогатного материнства.
Маргарита Павлова, член комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности согласилась с тем, что суррогатное материнство — это не только медицинская технология, но и социальное явление, напрямую связанное с вопросами национальной безопасности, а значит, это вопрос государственного регулирования.
«Россия не должна поставлять детей на экспорт. Это унижает нашу страну и никакие экономические соображения это не оправдывают. Мы должны смотреть на демографическую проблему комплексно: важны не только количественные показатели, но и здоровье будущего поколения, а для каждого ребенка первостепенное значение имеет семья, полная, крепкая семья, желательно, родная, — убеждена она. — Должен быть создан Общественный совет по вопросам суррогатного материнства, а разработкой нормативно-правовой базы в сфере суррогатного материнства должна заниматься рабочая группа в составе депутатов из Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции».
Идею полного запрета или ограничений суррогатного материнства поддержал руководитель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Феодор Лукьянов, который озвучил позицию Руской православной церкви: суррогатное материнство безнравственно, а коммерческое суррогатное материнство должно рассматриваться, как торговля детьми.


Многие из участников дискуссии высказали крайне противоположные точки зрения: от предложений полного запрета суррогатного материнства до повышения доступности этого типа вспомогательных репродуктивных технологий. Часть экспертов видит в репродуктивном туризме отлаженный бизнес по продаже детей, в том числе за границу и едва ли не в рабство, во многом теневой и криминализированный; другая — называет его спасением для многих бездетных пар и одиноких женщин.
Столь многогранная проблема, безусловно, не могла остаться без внимания Общественной палаты РФ как института гражданского общества, подчеркнула Лидия Михеева, подводя итоги слушаний.
«Этот открытый, честный диалог мы начали еще летом, сегодня он продолжился. Я прошу вас, воздержавшись от эмоциональных высказываний, составить профессиональные экспертные предложения, которые мы обработаем и направим в профильные ведомства. Сегодня были озвучены как предложения, которые поддержали все без исключения (урегулировать пробелы в законодательстве), но были и весьма спорные высказывания. Мы будем стараться сформировать объективную позицию и, если потребуется, продолжим обсуждение», — пообещала Лидия Михеева.