RSS Eng

08 декабря, 2020

RSS

Печать

«Наш анализ показывает огромные пробелы в российских законах, регулирующих деятельность иноагентов» — Александр Малькевич

В ОП РФ призвали ужесточить меры противодействия иноагентам, занимающимся политической деятельностью на территории России

«Наш анализ показывает огромные пробелы в российских законах, регулирующих деятельность иноагентов» — Александр Малькевич

8 декабря в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Зарубежный опыт регулирования деятельности иностранных агентов: уроки для России».

«Сегодня в Государственной думе в первом чтении рассматривается законопроект об иностранных агентах. Наша комиссия эту инициативу полностью поддерживает, — отметил, открывая дискуссию, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич. — Проведенный нами анализ полностью показывает, что существуют огромные пробелы в российских законах в части регулирования деятельности физических лиц и общественных объединений, получающих иностранное финансирование (то есть являющихся иноагентами), декларирующие при этом своей целью участие в политической жизни России».

По словам Малькевича, деятельность физических лиц и НКО, не существующих в рамках правового поля и финансируемых иностранными государствами, собирающих различными способами средства на политическую деятельность, непрозрачна и осуществляется с целью дестабилизации политической обстановки в России.

Член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Мария Бутина рассказала о действующем в США Законе о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA) который не запрещает деятельность иностранных агентов, но жестко ее регулирует. Cогласно закону FARA, на территории США иноагенты обязаны регистрироваться, платить соответствующие пошлины и на регулярной основе отчитываться о своей деятельности. Чтобы числиться иностранным агентом на территории США, физическим и юридическим лицам необходимо удовлетворять двум базовым качествам: находиться на территории США и действовать под контролем либо по направлению некого иностранного государства, уточнила Мария Бутина.

«Когда мы говорим о таком важном понятии, как иностранные агенты, мы должны говорить о четкой доказательной базе и понимать, что предлагаемые поправки и действующий закон об иностранных агентах в РФ — это мера реакции. Поскольку попытки вмешательства в российскую политику будут усиливаться, у нас впереди избирательный цикл. Исходя из вопросов национальной безопасности, я полагаю, что этот закон должен быть очень строгим», — утверждает член ОП РФ.

Леонид Поляков, заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики, член СПЧ, отметил, что на протяжении последних восьми лет пристально следит за тем, какие усилия предпринимаются в вопросе регулирования деятельности иностранных агентов. Он утверждает, что существует достаточное количество пробелов в законодательстве, регулирующем деятельность общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на иностранном финансировании.

По мнению Полякова, политическая деятельность, будь то деятельность политических партий или общественных организаций, ведущаяся за иностранные деньги, в принципе должна быть запрещена. Он считает, что сам факт того, что кто-то из-за рубежа финансово обеспечивает политическую партию или НКО, недопустим.

Кроме того, Леонид Поляков утверждает, что «коль скоро мы ставим вопрос о том, чтобы полностью запретить иностранное финансирование политической деятельности, нам следует строго дать определение того, что такое политическая деятельность, поскольку сейчас под это определение попадает буквально все».

Советник генерального директора МИА «Россия сегодня» Вероника Крашенинникова подчеркнула, что при применении закона об иноагентах важно не допустить «охоты на ведьм», а помнить о том, что это прежде всего юридический инструмент, позволяющий оградить государство от ненужного вмешательства извне.

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин отметил: «Мы сейчас живем в условиях сильнейшего противодействия с Соединенными Штатами, возобновившегося с учетом развития нашего государства. Каждая страна вырабатывает свои определенные меры по обеспечению собственной безопасности».

По его мнению, система мер по противодействию враждебной, наносящей ущерб государству деятельности тех или иных организаций и лиц, являющихся иноагентами, должна действовать жестко, как она действует в любом другом государстве.

«Не секрет, что мы опять живем в состоянии интервенции, нас атакуют со всех сторон, мы находимся в состоянии массовой антироссийской истерии», — убежден он.

По словам первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Артема Кирьянова, необходимо дальнейшее упорядочивание деятельности иноагентов на территории Российской Федерации, которое касалось бы не только юридических, но и физических лиц.

«Сегодняшнее очень мягкое законодательство России по НКО вообще разрешает создавать их, не регистрируя как юридическое лицо», — отметил он, добавив, что из примерно 200 тысяч НКО в качестве иноагентов зарегистрировано всего 68 организаций, что вызывает вопросы об эффективности действующего законодательства. «Законодательство — это юридический инструмент, не инструмент массового подавления, но люди хотят знать о том, кто, о чем и за чьи деньги говорит», — сказал он.

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться