
Общественная палата РФ подготовила рекомендации, касающиеся вопросов оказания гражданам специализированной медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), включая экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и суррогатное материнство. В основу рекомендаций легли общественные обсуждения, состоявшиеся в ОП РФ в июле 2020 года.
«По данным Всемирной организации здравоохранения частота бесплодных браков в России превышает 15%, что считается критическим уровнем для воспроизводства населения нации, — комментирует Секретарь ОП РФ
Лидия Михеева. — Неудивительно, что вспомогательные репродуктивные технологии вызывают у россиян такой интерес, ведь их применение помогает десяткам тысяч людей обрести счастье родительства».
По словам главы Общественной палаты РФ, остается нерешенным ряд законодательных проблем, в том числе, вызванных деятельностью посреднических агентств в сфере суррогатного материнства.
«Мы считаем необходимой проработку всех аспектов правового регулирования сферы ВРТ и внесение в законодательство таких изменений, которые прежде всего обеспечат защиту интересов ребенка, — говорит она. — Такую работу нужно вести с участием представителей органов государственной власти, Общественной палаты, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, представителей профильных медицинских и общественных организаций, юридического сообщества».
В рекомендациях, подготовленных ОП РФ, подчеркивается, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Благодаря развитию российской репродуктивной медицины за последние десятилетия значительно увеличилась эффективность программ ВРТ, отмечают эксперты. Однако, несмотря на то, что доступность медицинской помощи с их использованием ежегодно возрастает, уровень доступности населению этого вида медпомощи ниже мировых показателей.
Отмечается также, что на сегодняшний день регистр ВРТ Российской ассоциации репродукции человека собрал сведения о более чем 1 миллионе циклов ВРТ (1 067 514), проведенных в Российской Федерации. В последнем ежегодном отчете за 2018 год получены результаты 158 815 циклов ВРТ. В то же время государственного регистра, который содержал бы информацию о детях, рожденных с применением ВРТ, в России не существует.
Остается нерешенным ряд проблем, связанных с необходимостью совершенствования законодательного регулирования в сфере использования вспомогательных репродуктивных технологий. Одной из таких проблем является отсутствие в законодательстве полноценного механизма, гарантирующего защиту интересов ребенка, рожденного по программе суррогатного материнства.
Заместитель председателя комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, директор клиники «АРТ-ЭКО», доктор медицинских наук
Елена Калинина отметила, что в обществе уже долгое время вопрос суррогатного материнства вызывает много споров. По ее словам, необходимо разделять медицинскую сторону вопроса и юридическую и коммерческую стороны.
«Суррогатная мама получает деньги, она идет на этот шаг, чтобы решить свои материальные проблемы. И здесь очень важен вопрос правильного составления договора между суррогатной мамой, клиникой и пациентами, которые обращаются за помощью. Задача клиники реализовать медицинскую часть вопроса — обследовать суррогатную маму, провести программу забора клеток у генетических родителей и подсадить эмбрионы суррогатной матери. Все остальное — это аспекты коммерческие и юридические. И поэтому члены Общественной палаты обращаются к правительству с просьбой помочь с решением вопроса об оформлении этих договоров», — сказала эксперт.
В настоящее время в сфере суррогатного материнства осуществляет деятельность большое количество посреднических организаций, деятельность которых никаким образом не регламентируется и не контролируется органами государственной власти, отмечают эксперты ОП РФ. По их мнению, обязательное лицензирование деятельности таких организаций позволит упорядочить их деятельность и повысить уровень их ответственности.
Участники общественной дискуссии в ОП РФ обратили внимание на то, что существующая система распределения средств обязательного медицинского страхования не позволяет пациентам выбрать медицинскую организацию для лечения бесплодия с помощью применения ВРТ. Объемы финансирования предварительно распределяются между медицинскими организациями, в связи с чем учреждения, наиболее востребованные у потребителей медуслуг, уже в первые месяцы финансового года начинают сталкиваться с проблемой нехватки средств для оказания медпомощи выбравшим их гражданам. Предлагается рассмотреть вопрос о внедрении механизмов персонифицированного финансирования, предусматривающих в том числе выдачу пациентам именных сертификатов на оплату услуг медицинских организаций, выбранных ими самостоятельно.
Ряд рекомендаций ОП РФ затрагивает тему медпомощи с использованием ВРТ гражданам репродуктивного возраста, которым предстоит лечение от онкологических заболеваний. В частности, предлагается законодательно закрепить обязанность медорганизации, которая будет проводить терапию злокачественного заболевания, проводить письменное информирование женщин и мужчин о их праве на сдачу и хранение биоматериала до прохождения специализированного лечения в целях реализации репродуктивной функции после излечения.
Участники дискуссии в ОП РФ выразили мнение, что применение суррогатного материнства должно в исключительных случаях допускаться по социальным показаниям. Речь идет прежде всего о случаях, когда при наличии криоконсервированных эмбрионов их генетическая мать скончалась, а их генетический отец изъявляет желание завершить начатую программу ВРТ рождением собственного ребенка.
По итогам экспертной дискуссии в ОП РФ Правительству Российской Федерации рекомендуется рассмотреть возможность разработки и внесения в Госдуму поправок в Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» и др.), которые предполагают установление требований к договору суррогатного материнства, порядку его заключения, определение прав и обязанностей сторон договора суррогатного материнства, критериев и правовых последствий недобросовестного поведения сторон договора суррогатного материнства, их ответственности.
Предлагается также установить в законодательстве требования к иностранным гражданам — генетическим родителям будущего ребенка, их права и обязанности в отношении ребенка, родившегося с применением суррогатного материнства; расширить категории граждан, имеющих право на применение суррогатного материнства; определить понятия «оказание медицинской помощи с применением метода лечения бесплодия по программе суррогатного материнства» и «юридическое сопровождение программы суррогатного материнства»; закрепить процедуру заблаговременной (до рождения ребенка) передачи органам записи актов гражданского состояния сведений о применении программы суррогатного материнства с целью исключения возможности злоупотреблений.
Правительству также предлагается рассмотреть возможность установления обязательного лицензирования деятельности организаций, осуществляющих посреднические услуги в сфере суррогатного материнства, а также требований к таким организациям; разработки и принятия нормативных правовых актов, предусматривающих осуществление государственного контроля за деятельностью посреднических организаций в сфере суррогатного материнства.
ОП РФ также рекомендует Правительству включить в систему обязательного медицинского страхования дополнительных процедур ВРТ, рассмотреть вопрос о внедрении механизмов персонифицированного финансирования, предусматривающих в том числе выдачу пациентам именных сертификатов на оплату услуг медицинских организаций, выбранных ими самостоятельно.
В рекомендациях ОП РФ также говорится о необходимости создания межведомственного рабочего органа для проработки вопросов в сфере применения ВРТ с включением в его состав представителей органов государственной власти, Общественной палаты, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, представителей профильных медицинских и общественных организаций, юридического и экспертного сообщества.
Министерству здравоохранения Российской Федерации предлагается обеспечить разработку и ведение государственного регистра сведений о детях, рожденных с применением вспомогательных репродуктивных технологий, а также порядка ведения такого государственного регистра.
С полным текстом рекомендаций Общественной палаты РФ можно ознакомиться в приложенном документе.