RSS Eng

07 декабря, 2020

RSS

Печать

ЭКО и суррогатное материнство: ОП РФ призывает урегулировать законодательство

Эксперты подготовили рекомендации по итогам общественного обсуждения

ЭКО и суррогатное материнство: ОП РФ призывает урегулировать законодательство

Общественная палата РФ подготовила рекомендации, касающиеся вопросов оказания гражданам специализированной медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), включая экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и суррогатное материнство. В основу рекомендаций легли общественные обсуждения, состоявшиеся в ОП РФ в июле 2020 года.

«По данным Всемирной организации здравоохранения частота бесплодных браков в России превышает 15%, что считается критическим уровнем для воспроизводства населения нации, — комментирует Секретарь ОП РФ Лидия Михеева. — Неудивительно, что вспомогательные репродуктивные технологии вызывают у россиян такой интерес, ведь их применение помогает десяткам тысяч людей обрести счастье родительства».
 
По словам главы Общественной палаты РФ, остается нерешенным ряд законодательных проблем, в том числе, вызванных деятельностью посреднических агентств в сфере суррогатного материнства.
 
«Мы считаем необходимой проработку всех аспектов правового регулирования сферы ВРТ и внесение в законодательство таких изменений, которые прежде всего обеспечат защиту интересов ребенка, — говорит она. — Такую работу нужно вести с участием представителей органов государственной власти, Общественной палаты, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, представителей профильных медицинских и общественных организаций, юридического сообщества».
 
В рекомендациях, подготовленных ОП РФ, подчеркивается, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
 
Благодаря развитию российской репродуктивной медицины за последние десятилетия значительно увеличилась эффективность программ ВРТ, отмечают эксперты. Однако, несмотря на то, что доступность медицинской помощи с их использованием ежегодно возрастает, уровень доступности населению этого вида медпомощи ниже мировых показателей.
 
Отмечается также, что на сегодняшний день регистр ВРТ Российской ассоциации репродукции человека собрал сведения о более чем 1 миллионе циклов ВРТ (1 067 514), проведенных в Российской Федерации. В последнем ежегодном отчете за 2018 год получены результаты 158 815 циклов ВРТ. В то же время государственного регистра, который содержал бы информацию о детях, рожденных с применением ВРТ, в России не существует.
 
Остается нерешенным ряд проблем, связанных с необходимостью совершенствования законодательного регулирования в сфере использования вспомогательных репродуктивных технологий. Одной из таких проблем является отсутствие в законодательстве полноценного механизма, гарантирующего защиту интересов ребенка, рожденного по программе суррогатного материнства.
 
Заместитель председателя комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, директор клиники «АРТ-ЭКО», доктор медицинских наук Елена Калинина отметила, что в обществе уже долгое время вопрос суррогатного материнства вызывает много споров. По ее словам, необходимо разделять медицинскую сторону вопроса и юридическую и коммерческую стороны.

«Суррогатная мама получает деньги, она идет на этот шаг, чтобы решить свои материальные проблемы. И здесь очень важен вопрос правильного составления договора между суррогатной мамой, клиникой и пациентами, которые обращаются за помощью. Задача клиники реализовать медицинскую часть вопроса — обследовать суррогатную маму, провести программу забора клеток у генетических родителей и подсадить эмбрионы суррогатной матери. Все остальное — это аспекты коммерческие и юридические. И поэтому члены Общественной палаты обращаются к правительству с просьбой помочь с решением вопроса об оформлении этих договоров», — сказала эксперт.
 
В настоящее время в сфере суррогатного материнства осуществляет деятельность большое количество посреднических организаций, деятельность которых никаким образом не регламентируется и не контролируется органами государственной власти, отмечают эксперты ОП РФ. По их мнению, обязательное лицензирование деятельности таких организаций позволит упорядочить их деятельность и повысить уровень их ответственности.
 
Участники общественной дискуссии в ОП РФ обратили внимание на то, что существующая система распределения средств обязательного медицинского страхования не позволяет пациентам выбрать медицинскую организацию для лечения бесплодия с помощью применения ВРТ. Объемы финансирования предварительно распределяются между медицинскими организациями, в связи с чем учреждения, наиболее востребованные у потребителей медуслуг, уже в первые месяцы финансового года начинают сталкиваться с проблемой нехватки средств для оказания медпомощи выбравшим их гражданам. Предлагается рассмотреть вопрос о внедрении механизмов персонифицированного финансирования, предусматривающих в том числе выдачу пациентам именных сертификатов на оплату услуг медицинских организаций, выбранных ими самостоятельно.
 
Ряд рекомендаций ОП РФ затрагивает тему медпомощи с использованием ВРТ гражданам репродуктивного возраста, которым предстоит лечение от онкологических заболеваний. В частности, предлагается законодательно закрепить обязанность медорганизации, которая будет проводить терапию злокачественного заболевания, проводить письменное информирование женщин и мужчин о их праве на сдачу и хранение биоматериала до прохождения специализированного лечения в целях реализации репродуктивной функции после излечения.
 
Участники дискуссии в ОП РФ выразили мнение, что применение суррогатного материнства должно в исключительных случаях допускаться по социальным показаниям. Речь идет прежде всего о случаях, когда при наличии криоконсервированных эмбрионов их генетическая мать скончалась, а их генетический отец изъявляет желание завершить начатую программу ВРТ рождением собственного ребенка.
 
По итогам экспертной дискуссии в ОП РФ Правительству Российской Федерации рекомендуется рассмотреть возможность разработки и внесения в Госдуму поправок в Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» и др.), которые предполагают установление требований к договору суррогатного материнства, порядку его заключения, определение прав и обязанностей сторон договора суррогатного материнства, критериев и правовых последствий недобросовестного поведения сторон договора суррогатного материнства, их ответственности.
 
Предлагается также установить в законодательстве требования к иностранным гражданам — генетическим родителям будущего ребенка, их права и обязанности в отношении ребенка, родившегося с применением суррогатного материнства; расширить категории граждан, имеющих право на применение суррогатного материнства; определить понятия «оказание медицинской помощи с применением метода лечения бесплодия по программе суррогатного материнства» и «юридическое сопровождение программы суррогатного материнства»; закрепить процедуру заблаговременной (до рождения ребенка) передачи органам записи актов гражданского состояния сведений о применении программы суррогатного материнства с целью исключения возможности злоупотреблений.
 
Правительству также предлагается рассмотреть возможность установления обязательного лицензирования деятельности организаций, осуществляющих посреднические услуги в сфере суррогатного материнства, а также требований к таким организациям; разработки и принятия нормативных правовых актов, предусматривающих осуществление государственного контроля за деятельностью посреднических организаций в сфере суррогатного материнства.
 
ОП РФ также рекомендует Правительству включить в систему обязательного медицинского страхования дополнительных процедур ВРТ, рассмотреть вопрос о внедрении механизмов персонифицированного финансирования, предусматривающих в том числе выдачу пациентам именных сертификатов на оплату услуг медицинских организаций, выбранных ими самостоятельно.
 
В рекомендациях ОП РФ также говорится о необходимости создания межведомственного рабочего органа для проработки вопросов в сфере применения ВРТ с включением в его состав представителей органов государственной власти, Общественной палаты, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, представителей профильных медицинских и общественных организаций, юридического и экспертного сообщества.
 
Министерству здравоохранения Российской Федерации предлагается обеспечить разработку и ведение государственного регистра сведений о детях, рожденных с применением вспомогательных репродуктивных технологий, а также порядка ведения такого государственного регистра.
 
С полным текстом рекомендаций Общественной палаты РФ можно ознакомиться в приложенном документе.

Материалы
  • Рекомендации Общественной палаты РФ (Скачать — 412.99 кБ)

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться