Уроки пандемии: в чем преимущества и недостатки дистанционного обучения?
Дебаты на итоговом форуме «Сообщество»
2 ноября в рамках итогового форума «Сообщество», организованного Общественной палатой РФ, состоялись дебаты «Перспективы ребенка после дистанционного обучения». Приглашенные эксперты обсудили преимущества и недостатки дистанционного обучения и пути перехода к привычным и новым — гибридным формам образования в школе. Модератором мероприятия выступил Александр Холодов, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК.
По мнению Ларисы Поляковой, директора московской школы № 962, ментора столичного образования, в период кризиса пострадали в первую очередь отрасли высокого социального взаимодействия, к которой относится и образование.
«Идея, что нам удастся переждать и полностью вернуться к старым методам обучения, неправильная. Дистанционное обучение прошло проверку в период пандемии, и оно займет достойное место в школьной жизни», — считает она. Этим ресурсом активно пользуются дети-инвалиды и ребята, которые не могут по уважительным причинам ходить в школу.
«Думаю, что после возвращения с дистанта в школах будут сочетать смешанную форму обучения. Потребность в интерактивном взаимодействии между учителем и учеником останется, но дистанционное образование позволит нам осуществить то, что нельзя осуществить в ручном режиме, — индивидуализацию обучения, работу с одаренными детьми и проектную исследовательскую деятельность. Но для эффективного осуществления этой деятельности необходим качественный технический парк для такой работы и повышения квалификации педагогических коллективов», — подчеркнула Лариса Полякова.
Максим Иванцов, директор московской школы № 814, председатель Ассоциации классных руководителей, обратил внимание на то, что образовательная составляющая процесса важна, но нельзя забывать и о воспитательной деятельности.
«31 июля 2020 года были приняты важнейшие поправки в Закон об образовании, где впервые законодательно было дано определение воспитанию. Главной фигурой этого процесса в школе объявлен классный руководитель. Таким образом, новая роль классного руководителя довольна сложна, т. к. он является не только оператором организации внеурочной деятельности, он становится координатором индивидуально-образовательной деятельности, лидером ученического коллектива и должен не только организовывать воспитательный процесс в условиях дистанта, но и даже выступить оператором безопасного поведения ребенка в сети Интернет. И это новый хороший опыт, который получили наши классные руководители за время пандемии», — рассказал он.
Надежда Куранина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, в свою очередь проанализировала роль каждого из участников образовательного процесса — родителей, детей и педагогических коллективов. По ее мнению, дети успешно справились с дистанционной формой, получили новые навыки самообучения, самообразования, тайм-менеджмента.
«Что касается педагогов, не все из них были готовы к такому формату, который требовал перестроения. В некоторых регионах вопросы дистанта были эффективно решены, но были регионы, где это стало большой проблемой. В формате онлайн-занятий дети не могли заниматься по целому ряду причин. Здесь немаловажным участником образовательного процесса стали родители», — отметила Надежда Куранина.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что, несмотря на сложности, с которыми столкнулись участники образовательного процесса, такие как недостаточная оснащенность школ в регионах и необходимость дополнительной подготовки педагогов, дистанционные технологии не исчезнут. Они удобны, в том числе для реализации программ дополнительного образования. С их помощью удобно планировать и реализовывать индивидуальный план и траекторию развития ребенка.
Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.