RSS Eng

06 ноября, 2020

RSS

Печать

Григорий Сергеев: «Необходима единая федеральная база неизвестных пациентов, с доступом к ней родственников и профильного волонтерства»

На площадке ОП РФ состоялось обсуждение поправок в закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Григорий Сергеев: «Необходима единая федеральная база неизвестных пациентов, с доступом к ней родственников и профильного волонтерства»

6 ноября состоялись общественные слушания проекта Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части информирования органов внутренних дел о пациентах, личность которых не установлена).

Установление в настоящее время фактического нахождения без вести пропавшего человека в медицинских организациях возможно только путем запроса сведений из медицинской организации. Это влечет за собой многократное увеличение сроков розыска человека, привлечение значительных сил и средств для установления обстоятельств его или ее исчезновения. Успех розыска пропавших без вести людей непосредственно связан с состоянием идентификационной деятельности.

«Самое эффективное решение проблемы — создание единой федеральной базы неизвестных пациентов с доступом к ней не только сотрудников правоохранительных органов, но также родственников и профильного волонтерства, — говорит член Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, председатель добровольческого поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Григорий Сергеев. — Для нас совершенно не важно знать состояние и диагноз пациента, нам нужно понимать, в какой больнице находится человек и как он выглядит».

По данным МВД России, в течение 2019 года в органы внутренних дел поступило 180523 заявления о розыске без вести пропавших граждан, из них установлено местонахождение 163328 лиц без заведения розыскного дела. В розыск объявлено 13655 лиц. Всего с учетом прошлых лет в 2019 году разыскивалось 49785 лиц, пропавших без вести. Количество неопознанных тел, чья личность устанавливалась в течение 12 месяцев 2019 года, составило 15613.

В 2019 году устанавливалась личность более 300 граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе. В первом квартале 2020 года устанавливалась личность более 270 таких граждан.

Указанные данные свидетельствуют о необходимости совершенствования механизмов информирования органов внутренних дел с целью своевременного установления местонахождения разыскиваемых лиц, в частности, путем возложения на медицинские организации обязанности по предоставлению сведений о поступлении конкретных категорий пациентов, а также сведений о случаях смерти пациентов, личность которых не установлена.

Законопроект «О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”» внесен в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации 7 октября 2020 года Правительством Российской Федерации.

Проект законопроекта разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года по итогам встречи с представителями добровольческих (волонтерских) организаций. Данный проект предусматривает, что Правительству Российской Федерации необходимо принять меры по совершенствованию взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации, медицинских организаций и добровольческих (волонтерских) организаций, занимающихся поиском пропавших людей, в части, касающейся их поиска, установления личности пациентов, находящихся в медицинских организациях без сознания, страдающих потерей памяти, деменцией, и малолетних детей.

По мнению члена Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, исполнительного директора Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Екатерины Мизулиной, вопрос создания единой федеральной базы неизвестных пациентов является одним из самых острых для всего поискового движения. По ее словам, получение информации о нахождении без вести пропавших людей от медицинских учреждений затруднительно во всех регионах.

«В зависимости от наличия контактов и работы координатора можно получить эту информацию, однако в подавляющем большинстве регионов это просто невозможно, — утверждает она. — Мы, безусловно, поддерживаем этот законопроект, это решение, безусловно, правильное и необходимое, но к тексту есть некоторые замечания».

Мизулина считает, что также необходимо внести поправки в закон о персональных данных и в закон об оказании психиатрической помощи, по ее мнению, иначе система не сможет функционировать должным образом.

Георгий Костюк, член Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, главный врач Московской психиатрической клинической больницы №1 имени Н.А. Алексеева, считает, что статья 13 «О врачебной тайне» Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» нуждается в более детальной проработке.

«Прежде всего необходимо единое понимание того, что значит “личность установлена”. Необходимо информировать о поступлении пациента, который в силу возраста или других обстоятельств не способен сообщить данные о своей личности в тех случаях, когда его личность не установлена», — утверждает Костюк.

По его словам, необходимо установить четкие критерии, по которым устанавливается личность найденного в медицинском учреждении гражданина.

«По закону медики, невзирая на наличие в каждой больнице справочной службы, не имеют право извещать звонящих о местонахождении и состоянии пациента. При поступлении мы уточняем у пациента, кого именно мы можем информировать о его местонахождении, но как доподлинно установить личность того, кто интересуется? Медицинское сообщество заинтересовано в том, чтобы максимально либерализировать статью “О врачебной тайне” — естественно, с полным соблюдением интересов пациента», — говорит Костюк.

Медицинские организации должны передавать в территориальные органы МВД России по месту нахождения медицинской организации сведения о поступлении (обращении) пациентов в случаях наличия у них определенных признаков причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий. При этом такая обязанность соответствующего информирования не предусмотрена в случаях поступления пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности, а также в случае смерти пациента, личность которого не установлена.

Таким образом, имеется необходимость законодательного закрепления правовых оснований для медицинских организаций сообщать сведения об указанных категориях лиц, личность которых не установлена. Законопроект разработан в целях создания таких правовых оснований.

Олег Леонов, координатор поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», отметил: «Я бы предложил медицинским учреждениям передавать в органы внутренних дел все данные о поступивших без сознания, обо всех детях без родителей, а также обо всех людях, кто поступил без документов и чью личность невозможно подтвердить с помощью родственников, так как отсутствует связь с ними».

Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статьи 13 и 79 Федерального закона. При этом, имея в виду, что причины, по которым пациент оказывается неспособным сообщить данные о своей личности, могут не ограничиваться потерей сознания, памяти или деменцией, в законопроекте используется формулировка «пациент, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности», уже применяемая в законодательстве Российской Федерации.

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться