06 ноября, 2020
RSSПечать
Григорий Сергеев: «Необходима единая федеральная база неизвестных пациентов, с доступом к ней родственников и профильного волонтерства»
На площадке ОП РФ состоялось обсуждение поправок в закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

6 ноября состоялись общественные слушания проекта Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части информирования органов внутренних дел о пациентах, личность которых не установлена).
Установление в настоящее время фактического нахождения без вести пропавшего человека в медицинских организациях возможно только путем запроса сведений из медицинской организации. Это влечет за собой многократное увеличение сроков розыска человека, привлечение значительных сил и средств для установления обстоятельств его или ее исчезновения. Успех розыска пропавших без вести людей непосредственно связан с состоянием идентификационной деятельности.
«Самое эффективное решение проблемы — создание единой федеральной базы неизвестных пациентов с доступом к ней не только сотрудников правоохранительных органов, но также родственников и профильного волонтерства, — говорит член Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, председатель добровольческого поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Григорий Сергеев. — Для нас совершенно не важно знать состояние и диагноз пациента, нам нужно понимать, в какой больнице находится человек и как он выглядит».
По данным МВД России, в течение 2019 года в органы внутренних дел поступило 180523 заявления о розыске без вести пропавших граждан, из них установлено местонахождение 163328 лиц без заведения розыскного дела. В розыск объявлено 13655 лиц. Всего с учетом прошлых лет в 2019 году разыскивалось 49785 лиц, пропавших без вести. Количество неопознанных тел, чья личность устанавливалась в течение 12 месяцев 2019 года, составило 15613.
В 2019 году устанавливалась личность более 300 граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе. В первом квартале 2020 года устанавливалась личность более 270 таких граждан.
Указанные данные свидетельствуют о необходимости совершенствования механизмов информирования органов внутренних дел с целью своевременного установления местонахождения разыскиваемых лиц, в частности, путем возложения на медицинские организации обязанности по предоставлению сведений о поступлении конкретных категорий пациентов, а также сведений о случаях смерти пациентов, личность которых не установлена.
Законопроект «О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”» внесен в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации 7 октября 2020 года Правительством Российской Федерации.
Проект законопроекта разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года по итогам встречи с представителями добровольческих (волонтерских) организаций. Данный проект предусматривает, что Правительству Российской Федерации необходимо принять меры по совершенствованию взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации, медицинских организаций и добровольческих (волонтерских) организаций, занимающихся поиском пропавших людей, в части, касающейся их поиска, установления личности пациентов, находящихся в медицинских организациях без сознания, страдающих потерей памяти, деменцией, и малолетних детей.
По мнению члена Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, исполнительного директора Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Екатерины Мизулиной, вопрос создания единой федеральной базы неизвестных пациентов является одним из самых острых для всего поискового движения. По ее словам, получение информации о нахождении без вести пропавших людей от медицинских учреждений затруднительно во всех регионах.
«В зависимости от наличия контактов и работы координатора можно получить эту информацию, однако в подавляющем большинстве регионов это просто невозможно, — утверждает она. — Мы, безусловно, поддерживаем этот законопроект, это решение, безусловно, правильное и необходимое, но к тексту есть некоторые замечания».
Мизулина считает, что также необходимо внести поправки в закон о персональных данных и в закон об оказании психиатрической помощи, по ее мнению, иначе система не сможет функционировать должным образом.
Георгий Костюк, член Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, главный врач Московской психиатрической клинической больницы №1 имени Н.А. Алексеева, считает, что статья 13 «О врачебной тайне» Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» нуждается в более детальной проработке.
«Прежде всего необходимо единое понимание того, что значит “личность установлена”. Необходимо информировать о поступлении пациента, который в силу возраста или других обстоятельств не способен сообщить данные о своей личности в тех случаях, когда его личность не установлена», — утверждает Костюк.
По его словам, необходимо установить четкие критерии, по которым устанавливается личность найденного в медицинском учреждении гражданина.
«По закону медики, невзирая на наличие в каждой больнице справочной службы, не имеют право извещать звонящих о местонахождении и состоянии пациента. При поступлении мы уточняем у пациента, кого именно мы можем информировать о его местонахождении, но как доподлинно установить личность того, кто интересуется? Медицинское сообщество заинтересовано в том, чтобы максимально либерализировать статью “О врачебной тайне” — естественно, с полным соблюдением интересов пациента», — говорит Костюк.
Медицинские организации должны передавать в территориальные органы МВД России по месту нахождения медицинской организации сведения о поступлении (обращении) пациентов в случаях наличия у них определенных признаков причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий. При этом такая обязанность соответствующего информирования не предусмотрена в случаях поступления пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности, а также в случае смерти пациента, личность которого не установлена.
Таким образом, имеется необходимость законодательного закрепления правовых оснований для медицинских организаций сообщать сведения об указанных категориях лиц, личность которых не установлена. Законопроект разработан в целях создания таких правовых оснований.
Олег Леонов, координатор поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», отметил: «Я бы предложил медицинским учреждениям передавать в органы внутренних дел все данные о поступивших без сознания, обо всех детях без родителей, а также обо всех людях, кто поступил без документов и чью личность невозможно подтвердить с помощью родственников, так как отсутствует связь с ними».
Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статьи 13 и 79 Федерального закона. При этом, имея в виду, что причины, по которым пациент оказывается неспособным сообщить данные о своей личности, могут не ограничиваться потерей сознания, памяти или деменцией, в законопроекте используется формулировка «пациент, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности», уже применяемая в законодательстве Российской Федерации.