RSS Eng

03 ноября, 2020

RSS

Печать

«Необходимо комплексно проработать законодательство об опеке» — Лидия Михеева

В рамках итогового форума «Сообщество» эксперты обсудили механизмы помощи людям с ментальной инвалидностью

«Необходимо комплексно проработать законодательство об опеке» — Лидия Михеева

3 ноября в рамках итогового форума «Сообщество», организованного Общественной палатой РФ в Гостином Дворе, прошла дискуссионная сессия «Как помочь людям с ментальной инвалидностью: распределение опеки, защита прав, гарантии правоспособности», посвященная актуальным проблемам, связанным с пребыванием людей в психоневрологических диспансерах (ПНИ).

Эксперты сошлись во мнении, что система психиатрической помощи и система органов опеки и попечительства нуждаются в реформировании для создания наиболее комфортных и приближенных к обычной жизни условий для людей с ментальными особенностями. Предлагается внедрить институт распределенной опеки, подразумевающей возможность принятия решений о судьбе подопечного не только сотрудниками ПНИ, но и несколькими физическими и юридическими лицами, в том числе представителями общественных объединений и НКО. 
 
Член Комиссии ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик, соучредитель благотворительного фонда поддержки людей с особенностями развития «Я есть!» Ксения Алферова рассказала, что с 2013 года разрабатывается законопроект, предусматривающий возможность распределенной опеки: «Работа над документом идет давно, была создана рабочая группа, в которую вошли ведущие специалисты и цивилисты. В 2016 году законопроект был внесен в Совет Федерации, одобрен сенаторами, а затем направлен в Госдуму, где и застрял. Потом на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным удалось рассказать ему о проблеме, и он дал поручение разобраться с законопроектом. Однако, на мой взгляд, работа по-прежнему движется медленно, законопроект не принят».
 
«Суть проблематики заключается в том, что дети с ментальными расстройствами, а также пожилые люди с деменцией направляются в психоневрологические интернаты. Директор такого интерната выступает в трех качествах: как заказчик, исполнитель и контролер качества оказываемых услуг. И кроме того, он является единоличным опекуном тысяч своих подопечных, а значит, принимает все решения, касающиеся жизни этих людей. Это ведет к серьезным нарушениям прав людей, которые там находятся, и к коррупции в этой сфере. Законопроектом предлагается разделить опеку над людьми с ментальными особенностями среди нескольких ответственных лиц, в том числе общественных организаций. Также нами предлагается по возможности оставлять людей с ментальной инвалидностью в семье, если таковая есть, либо в тех домах, где они проживают при назначении им опекунов, а не отправлять всех в ПНИ, где они живут как в тюрьме», — говорит общественница.
 
По мнению Ксении Алферовой, именно распределение ответственности и комплексное оказание услуг для обеспечения качественной и полноценной жизни людей с ментальными особенностями позволит улучшить ситуацию. «Это не революционное предложение, а практика многих стран. Опекунами могут выступать интернаты, общественные или образовательные и медицинские организации, родственники или соседи и т. д. Механизм распределения опеки прописан в законопроекте, и данные изменения давно назрели», — уверена Алферова.
 
 

 

 
Секретарь ОП РФ Лидия Михеева напомнила, что сама занималась данным вопросом с 2004 года, и в своей монографии ранее писала о том, что полномочия по опеке могут распределяться между несколькими опекунами и попечителями. 
 
«Сейчас в законе есть возможность назначать опекуном физическое лицо, но нет возможности назначать организацию — юридическое лицо. Все эти проблемы остались у нас в наследство от прежнего уклада: у нас консервативная и неэффективная система органов опеки и попечительства; у нас дееспособные или частично дееспособные, в том числе дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются под надзор в учреждение, которое выполняет функции опеки; у нас морально устаревший закон о психиатрической помощи. В 1992 году он декларировал права граждан с ментальными особенностями, но сегодня никак их не защищает. Существует полный перечень таких прав, но не прописано, как их реализовать», — посетовала глава Общественной палаты. 
 
Лидия Михеева отметила, что отсутствует прозрачность в сфере опекунства людей с ментальными особенностями, нет возможности совершать общественный контроль.
 
«Если мы сейчас с вами поднимаем эту важную тему, то должны думать обо всех категориях подопечных, в том числе и о детях. Потому что если мы будем стимулировать исполнительную власть к реформе системы опеки и попечительства, то мы поможем перезагрузить органы опеки», — уверена эксперт. 
 
«У меня как у юриста закономерный вопрос: при единовременном назначении большого пула в качестве опекунов физическими и юридическими лицами кто в конечном итоге будет отвечать за подопечного? Например, сейчас если недееспособный человек причинил вред кому-то, то отвечает организация, в которую этот человек был помещен под надзор, или опекун, если гражданин не был помещен под надзор. Необходимо подойти именно комплексно к работе над законопроектом, предусмотреть изменения в системе органов опеки и реформирование психиатрической помощи. Определить зоны ответственности опекунов. Потому что при распределении опеки может оказаться, что никто ни за что не отвечает», — обратила внимание участников Лидия Михеева.
 
Она предложила в ближайшее время на площадке ОП РФ собрать все заинтересованные министерства и ведомства, чтобы детально обсудить данный законопроект. 
 
Модератор дискуссии основатель фонда помощи хосписам «Вера», автор проекта ОНФ «Регион заботы» Нюта Федермессер отметила, что над законопроектом работали эксперты высокого уровня, некоторые из них были по 30 лет погружены в проблематику. А самой государственной системе психоневрологических интернатов в стране около 80 лет, и она до сих пор ни разу не реформировалась. 
 
«НКО защищают интересы и отстаивают права людей с психическими заболеваниями порядка 30 лет, при этом полномочий у общественных организаций практически нет. Произвести качественные изменения можно, приняв соответствующий законопроект, но законодатели хотят убрать из него распределенную опеку, что экспертами крайне не приветствуется. Мы предлагаем в законопроекте предусмотреть право для НКО выбирать интернат для проживания людей с ментальными особенностями, возможность людей полностью выходить из таких интернатов и проживать в обычных домашних условиях. В документе предполагается возможность людям с особенностями иметь нескольких опекунов, например в виде интерната, благотворительного фонда и физического лица», — отметила Нюта Федермессер. 
 
Эксперт также сказала: «Важно предусмотреть проведение комплексной оценки возможностей человека, то есть если сейчас только один психиатр определяет дееспособность, недееспособность и частичную дееспособность, то в дальнейшем это решение будет принимать комиссия из специалистов из различных структур. Считаем, что если будет существовать независимая служба защиты прав людей с ментальной инвалидностью, то это тем самым позволит разрешить конфликт интересов, который существует сегодня».
 
 

 

 
Член Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, председатель совета Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности» Андрей Царев рассказал о том, как организована работа с детьми и взрослыми с ментальными нарушениями в Пскове:
 
«Мы работаем больше с теми, кто живет в семьях, а не в интернатах. Либо сами организуем проживание небольшими группами, где совместно живут дееспособные и недееспособные люди, и у них есть сопровождающие специалисты различного профиля. У нас организовано сопровождение таким образом, чтобы помогать человеку в самообслуживании, но не делать все за него, как это происходит в государственных диспансерах. Важно, что у наших подопечных днем есть социальная занятость, различная активность, работа в мастерских. Они не сидят дома в четырех стенах. Люди живут в домашних условиях и получают амбулаторное лечение, а при необходимости врачи приходят на дом. Мы стремимся к нормализации жизни, чтобы сделать ее максимально приближенной к обычным условиям».
 
Мария Островская, президент благотворительной организации «Перспективы» (Санкт-Петербург), рассказала о том, какие проблемы помог бы решить закон о распределенной опеке: «Мы работаем с людьми с тяжелыми нарушениями, и во время пандемии нам удалось вывести из психоневрологического интерната 26 подопечных и обеспечить им более комфортные условия проживания, безопасность во время самоизоляции. Но спустя шесть месяцев 20 из них пришлось вернуться обратно, хотя они этого очень не хотели. Мы как юридическое лицо не можем взять на них опеку, но готовы это сделать. На шестерых взяли индивидуальную опеку физические лица, но таких людей найти крайне сложно. Ситуация находится в правовом тупике. Если законопроект будет принят, это развяжет нам руки и позволит сделать жизнь многих граждан комфортнее и качественнее».
 
Директор благотворительного фонда помощи людям с нарушениями развития «Жизненный путь» Иван Рожанский отметил, что для родителей детей с ментальными нарушениями самый страшный вопрос — что будет с детьми в случае смерти родителей.
 
«Я готов взять опеку над такими людьми как организация и уверен в наших специалистах, семьи доверяют нашей организации. Родителям важно найти опекунов, пока они живы, потому что они очень переживают за будущее своих особенных иногда уже выросших детей. Для них важна зона ответственности, соблюдение их прав и интересов. Сейчас если ребенок попадает в ПНИ, то родители автоматически лишаются опекунства», — сказал эксперт.
 
Член Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, главный психиатр Москвы Георгий Костюк рассказал о том, что сегодня медицинские учреждения наделены правом переводить пациентов из больницы в психоневрологический диспансер. Это происходит всегда при участии или уведомлении родственников подопечных, но иногда вопреки их воле. По его словам, психиатрические клиники не являются закрытыми учреждениями и всегда обязаны предоставлять доступ для общественного контроля ответственным за это лицам.
 
«Считаю, что также необходимы изменения закона о психиатрической помощи в части оказания медицинской помощи при психических расстройствах. Если говорить о распределенной опеке в психиатрических клиниках, то существует практика назначения вторым опекуном физического лица наряду с директором ПНИ в исключительных случаях. В Москве такие случаи есть и эффективно себя зарекомендовали, потому что второй опекун выступает в качестве заказчика и общественного контролера за обеспечением качества оказываемых услуг», — сообщил Георгий Костюк.
 
Подводя итоги дискуссии, участники отметили, что поддерживают идею о распределенной опеке, но считают важным предусмотреть возможные риски, связанные с этой практикой. Обеспечивать контроль за качественным исполнением услуг должна специально сформированная служба защиты прав людей с ментальной инвалидностью, которую необходимо наделить соответствующими полномочиями.
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться