
В период пандемии неэффективные дезинфицирующие средства являются одной из важнейших причин распространения инфекций. В том числе это происходит при оказании медицинской помощи.
По запросу общественности, обеспокоенной безопасностью и эффективностью применяемых дезинфицирующих средств, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) инициировал создание рабочей группы по общественному контролю над проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий. В ее состав вошли представители крупных общественных организаций, эксперты в сфере дезинфектологии и эпидемиологии, врачи и представители ответственных ведомств. Общественная палата РФ, Общероссийский народный фронт, Всероссийский союз пациентов и ряд других крупных общественных организаций взяли на себя обязанность мониторинга эффективности применяемых дезсредств и соблюдения их условий и безопасного для человека и природы использования.
6 октября на заседании рабочей группы глава СПЧ Валерий Фадеев в связи с ухудшающейся эпидемиологической ситуацией в стране особо отметил важность поднимаемой темы: «Маски, социальная дистанция, ограничения, связанные с присутствием на рабочих местах, в школах и плюс, конечно, дезинфекция — те меры, которые необходимы для борьбы с эпидемией. Как сейчас поступать? Возвращаться к жестким карантинным мерам? Как это было тяжело, как люди выдержали два месяца — было серьезное социальное напряжение. В этом контексте особенное значение приобретает работа именно здесь — нужна разумная и эффективная дезинфекция».
Ранее в рамках работы над обеспечением открытости и доступности информации о применяемых средствах и методах обработки в регионы были направлены запросы о порядке проведения дезинфекционных мероприятий. Ответили 77 субъектов РФ (в основном, отписки), восемь отмолчались, еще семь регионов написали, что обрабатывают дорожные полотна несмотря на то, что Роспотребнадзор назвал эту меру неэффективной. А в Екатеринбурге случился первый прецедент, когда суд оштрафовал управляющую компанию (УК) на 100 тысяч рублей за использование рабочего раствора дезсредства с концентрацией действующего вещества в два раза ниже, чем предписано методическими рекомендациями Роспотребнадзора. Жители обратились в Роспотребнадзор, были взяты пробы, и суд признал вину УК.
Председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам
Светлана Разворотнева рассказала о ситуации, в которой оказались организации в сфере ЖКХ: «Дезинфекция многоквартирных домов оказалась для управляющих компаний дополнительной и неожиданной задачей. Роспотребнадзор направил распоряжение в регионы, но каждый регион понял задачи и нормативы по-своему. В период тотального дефицита как дезинфицирующих, так и финансовых средств управляющие компании были поставлены перед необходимостью проводить дезинфекцию, ставшую их обязанностью. Дезинфицирующие мероприятия не входят в состав тарифа для граждан, в перечне работ нет проведения дезинфекции. Выставить дополнительный платеж гражданам управляющие компании не могли, а собрания в тот период были невозможны. Поэтому УК выкручивались как могли — либо делали вид, что дезинфицируют, либо использовали средства, которые были запланированы на текущий ремонт и содержание домов. Сегодня мы видим последствия такой политики — она проявляется в росте количества жалоб на содержание и состояние многоквартирных домов. Люди пишут, что да, в их домах проводится дезинфекция, но уже три месяца не проводится уборка. Дома не готовы к отопительному сезону, не были проведены необходимые подготовительные ремонтные работы, потому что средства ушли на дезинфекцию. Это, несомненно, чрезвычайная ситуация — в региональных бюджетах есть фонды на ЧС, и были рекомендации от Минстроя предусмотреть поддержку управляющих компаний и компенсацию выпадающих расходов силами региональных и местных бюджетов. Но Минстрой не предложил никакой методики расчета этих выпадающих расходов — и регионы выбирали те меры, на которые были способны. Сегодня мы встречаем вторую волну — нам нужно поставить перед Минстроем вопрос о разработке методики расчета, чтобы регионы оказали помощь управляющим компаниям по понятным критериям и основаниям».
Вопрос, на чьи плечи в каждой из сфер ложится оплата дополнительной дезинфекции, остается открытым.
«С эффективностью, как и финансированием, и с безопасностью, оказалось много проблем: деятельность по дезинфекции не лицензируется, при обработке средства разводят не по инструкции, на рынке много неэффективных средств, свидетельства о госрегистрации дезсредств бессрочные и не подразумевают перепроверки на эффективность и соответствие состава этикетке. В открытом доступе нет информации по влиянию на человека и окружающую среду. Это же химия, люди должны понимать последствия, к каким результатам приводит использование этих средств. Государственный контроль не успевает или имеет определенные ограничения. Общественный контроль здесь в помощь», — обозначил проблему Валерий Фадеев.
Начальник управления организации контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора Алексей Волков сообщил, что за первое полугодие 2020 года число плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сократилось в два раза, внеплановых проверок — в 1,7 раза. Выездные внеплановые проверки проводятся только по согласованию с прокуратурой.
«Просим поддержать предложение Роспотребнадзора о внесении изменений в законодательство в части лицензирования дезинфекционной деятельности», — заключил Волков.
Советник директора НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора Николай Шестопалов представил тревожные цифры: до 40 процентов дезсредств, которые находятся в обороте, неэффективные: «Необходимо ограничить пятью годами срок действия свидетельства госрегистрации. Это позволит отслеживать и вовремя выводить с рынка те средства, которые являются неэффективными, — считает эксперт. — Нужно принимать единые методы исследования эффективности и безопасности дезсредств, предложить Евразийской экономической комиссии ввести в свидетельства о регистрации дезсредств полную инструкцию по применению, провести оценку тех средств, которые находятся в обороте, что позволит очистить рынок от некачественных».
«К работе с ядами допущены. Однозначно поддерживаю вопросы профессионального контроля и госрегулирования дезинфекционной деятельности во всем комплексе услуг», — согласилась с коллегой и. о. директора НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора Татьяна Гололобова.
Еще одно предложение, уже неоднократно звучавшее на заседаниях рабочей группы, — наладить в сфере дезинфекции общественный контроль.
«Мы сделали методику общественного контроля, сами учимся и обучаем общественников, как проводить контроль. Мы инициировали общественную проверку на общественных пространствах, попробовали вместе с лабораториями взять пробы до проведения обработки и после нее. Сложнейшая, затратная процедура, так мы проводить контроль не сможем, здесь также требуется особая компетенция, — рассказала первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды, член Союза женщин России
Альбина Дударева. — Надо быть активными и любопытными: спрашивать у школ, детских садов, управляющих компаний, чем они обрабатывают помещения и как. Нужно искать и разумно применять эффективные средства, которые не убивают вокруг себя все живое».
Альбина Дударева напомнила о недавнем вопиющем случае в Московской области, когда из-за слитой химии вспенилась река Сходня в районе Путилкова. Очистные сооружения тогда не справились с повышенным количеством соединений хлора, который применяется для санитарной обработки помещений и уличных объектов. Это привело к частичной гибели активного ила, используемого для очистки речной воды перед подачей ее в сети водоснабжения.
Член Общественной палаты РФ
Михаил Бажинов внес свои предложения в резолюцию рабочей группы и подчеркнул: «В период пандемии все силы брошены на обеспечение безопасности населения. Дезинфекция должна применяться в рамках закона. Нарушения требований допускают как исполнители, так и организаторы проведения дезинфекции. Судебная практика в разных регионах России подтверждает актуальность проблемы».
Еще одна важная задача — информирование населения.
«Важно не просто установить правила, важно еще и информировать об их соблюдении. Создание единой информационной системы о проведении дезинфекции сделает информацию прозрачной, поможет исключить нелегальные и неэффективные растворы», — отметила замглавы СПЧ Ирина Киркора, пообещав размещать на запущенном рабочей группой сайте все данные, включая результаты общественных проверок.
Отдельного внимания заслуживает тема влияния используемых неэффективных дезсредств на распространение внутрибольничных инфекций: по разным оценкам, речь идет от 25 тысяч до 2,5 миллиона подобных случаев в год.
«Неделю назад мы завершили проведение опроса общественного мнения среди людей, которые имеют продолженный больничный лист после выписки из ЛПУ: почему, по их мнению, больничный лист был продлен? Из 4,5 тысячи респондентов более 1,5 тысячи полагают, что подхватили инфекцию внутри больницы. По статистике, в год фиксируется 2,5–3 миллиона случаев внутрибольничных инфекций, что, по предварительным оценкам, дает серьезную дыру в бюджете до 300 миллиардов рублей. При внутрибольничных инфекциях стоимость лечения возрастает в три-четыре раза и в семь раз растет риск летального исхода в целом по популяции», — сообщил сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, руководитель совета общественных организаций по защите прав пациентов в Росздравнадзоре Ян Власов.
Говоря о фальсификате на рынке, эксперт отметил, что из 200 исследуемых средств 178 не имеют в составе достаточно действующего вещества. «В системе здравоохранения есть закон № 63 об обращении лекарственных средств — чем не пример для того, чтобы сделать закон об обращении дезсредств? На данный момент у нас нет дорожной карты, чтобы к 2030 году достичь биологической безопасности. Предлагаю подойти к вопросу ее формирования», — призвал Власов.
«Нужно в срочном порядке принять этот закон сразу в трех чтениях, — согласен член Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества Борис Шпигель. — В нем предусмотреть меры по лицензированию предприятий, самое главное — это лицензирование производств, которые выпускают эти дезсредства. При ФСИНе работают общественные комиссии, не настала ли пора использовать такие же для проверок применения дезсредств? Кроме того, необходимо внести изменения в 44-й Федеральный закон, чтобы дезсредства закупались не в рамках аукциона, а в рамках двухэтапных конкурсов. Если будем брать за критерий только цену, то будем иметь на рынке 72 процента фальшивок».
По итогам заседания Валерий Фадеев объявил о решении подготовить доклад Президенту России на эту тему к ноябрю.
«Сегодня важны не меры репрессивного характера, можно попытаться опять загнать людей на карантин, но это будет очень тяжелая история. Надо говорить о компетенциях, профессионализме, дисциплине, самодисциплине, пропаганде. Нужно провести исследование о влиянии на окружающую среду, эти яды же льются потоком. В инструкциях по применению дезсредств должна быть информация о влиянии на здоровье и на окружающую среду. Нужен закон об обороте дезсредств. В этом законе можно продумать и процедуру их закупки, чтобы на первом месте была не цена, а эффективность. Не позднее чем через месяц мы представим доклад Президенту с теми задачами и способами их решения, которые мы с вами здесь предлагаем. Ближайший наш шаг — доклад Президенту, второй шаг — закон», — заключил глава СПЧ.