
7 июня член Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Юлия Зимова провела вебинар «Работа специалистов с базой видеоанкет кандидатов в замещающие родители для детей-сирот на сайте ванечка.рф».
Общественница рассказала о промежуточных итогах реализации инновационного проекта «Видеоанкета кандидата в приемные родители». По ее словам, в настоящее время в пилотном проекте принимает участие шесть регионов — Вологодская, Свердловская, Московская, Ульяновская области, Республика Башкортостан и Краснодарский край.
«В проекте задействованы 22 органа опеки и попечительства, 30 детских учреждений, 17 школ приемных родителей, и снято более 20 видеоанкет кандидатов в приемные родители. Шесть детей уже дали согласие на знакомство, пять подростков начали общение с возможными родителями, причем очень важно, что все это происходит во время пандемии», — поделилась она.
Юлия Зимова напомнила, что основной задачей проекта является содействие в подборе замещающей семьи ребенку, проживающему в организации для детей-сирот с учетом его потребностей и интересов.
«Сейчас у нас около 20 видеоанкет, этого недостаточно для того, чтобы специалисты могли подбирать кандидатов в замещающие родители и дети могли знакомиться с широким кругом кандидатов, мы просим подключиться регионы, потому что не все подростки готовы уезжать в другой субъект. И здесь очень важно, чтобы было определенное количество кандидатов в каждом субъекте, которые сняли бы видеоанкеты. Нужно, чтобы максимальное количество детей приняло участие в этом проекте, для этого нужно, чтобы максимальное количество возможных кандидатов в регионах сделало видеоанкеты», — подчеркнула член ОП РФ.
Общественница уточнила, что видеоанкеты должны быть подготовлены при консультации со специалистами проекта.

Кандидат психологических наук заместитель директора ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»
Ирина Меркуль напомнила об истории создания проекта, который реализуется с 2018 года.
«Сама история создания проекта началась, когда мы проводили работу с детьми, проживающими в организациях для детей-сирот, подлежащих семейному устройству. Это были дети подросткового возраста, то есть это та категория, которую мы относим к трудноустраиваемой. Работая с детьми, мы поставили вопрос: а что, вообще, ребята хотят знать о потенциальных родителях до того, как пройдет очное знакомство?» — поделилась она.
Основной принцип, по которому работает проект, — это подбор семьи для ребенка. «Не для кандидатов подбираем ребенка, а для ребенка родителей», — подчеркнула Ирина Меркуль.
Большая роль в проекте отводится специалистам, которые знакомят ребенка с видеоанкетами, помогают ребенку воспринять этот материал. Для таких специалистов открыт специальный доступ в разделе «Видеоанкеты».
«По сути, мы говорим о подготовке ребенка к проживанию в семье. Проводится вводная беседа с ребенком перед просмотром видеанкеты. Есть определенный инструментарий для того, чтобы провести беседу. Просматривается видеоанкета и проводится обсуждение. Следующий этап — подготовка ребенка к первой встрече с кандидатами. С ребенком просматривают три — семь анкет, и, если ребенок заинтересовался теми или иными кандидатами, специалист связывается со специалистом организации для детей-сирот и специалистом проекта, чтобы обсудить некоторые особенности, которые не отражены в видеоанкете. Следующий шаг до того, как проходит очное знакомство, — мы рекомендуем онлайн-встречи», — рассказала она.
Аналитик ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» Мария Назарова рассказала о важности обратной связи от детей и специалистов, на основе которой можно делать выводы о потребностях детей: «Благодаря тому что мы устроили детей, у нас есть обратная связь от них, например, чаще всего детей заинтересовали семьи, которые проживают в частных домах и где в семье воспитывается один ребенок».
Подводя итоги, Юлия Зимова выразила надежду на распространение проекта в регионах и призвала организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы приемных родителей, органы опеки и попечительства к активному сотрудничеству.
«Шесть регионов в проекте, и, если технология себя зарекомендует, мы сможем изменить дальнейших подход к семейному устройству детей. Нам бы хотелось, чтобы этот проект развивался», — сказала она.