28 февраля, 2020
RSSПечать
Найти ключ к активному долголетию
Практики поддержки людей старшего поколения представили в ОП РФ

В Общественной палате РФ 28 февраля прошел круглый стол «Развитие геронтологии и гериатрической службы в РФ и влияние их на повышение качества жизни пожилых граждан».
Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Людмила Пискунова напомнила, что еще три года назад в стране было всего 145 врачей-гериатров.
«Мы провели мониторинг, участие в котором приняло 47 регионов. Только в Башкирии работают 48 таких специалистов, 47 в Татарстане — совсем недавно о таких цифрах даже слышать не приходилось. Поэтому мы хотим обсудить, как в стране развивается геронтология, и сделать рекомендации правительству, в каком направлении двигаться дальше», — пояснила она.
По словам директора Российского геронтологического научно-клинического центра, главного гериатра РФ Ольги Ткачевой, страна впервые столкнулась с ситуацией, когда пожилых людей становится не меньше, а больше, и эта тенденция, наблюдаемая во всех странах мира, будет нарастать: если сейчас в РФ люди старше 60 лет составляют 24 процента от общего количества населения, то к 2050 году эта цифра вырастет до 35 процентов.
«Медицина старшего возраста — широкая область. Человек в возрасте 60+ может болеть разными заболеваниями, следовательно специалистам любой медицинской отрасли нужны специальные знания для лечения таких людей», — говорит она.
Гериатрическая служба в стране активно развивается, говорит Ольга Ткачева: время первичного приема врача-гериатра увеличилось до 40 минут; подготовлено 1308 специалистов, и в 2020 году эта цифра увеличится до1972; открыты 43 центра, 891 кабинет врачей-гериатров — к 2024 году таких кабинетов будет 1,5 тысячи, а количество койко-мест увеличится от 5987 до 6617 и в каждом, даже малонаселенном регионе будет открыт гериатрический центр. Среди других задач — охватить как можно больше людей старшего возраста профилактическими осмотрами и диспансеризацией, а также вакцинацией против пневмококковой инфекции; уменьшить нагрузку врача-гериатра, на которого сейчас приходится 20 пациентов, в то время как на обычного терапевта — 15, и т.д.
Ученый секретарь Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Социология и социальная работа» Ольга Аникеева настаивает на проведении регулярных социологических исследований по выявлению проблем в данной сфере, выявлению комплекса необходимых мер для помощи людям старшего поколения — это позволит правильно объединить все медицинские компоненты.
Не всегда проблема в том, что помощи нет, — иногда нет информированности о возможности получения этой помощи, обратил внимание руководитель федерального центра координации деятельности субъектов РФ по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия» Александр Розанов.
«Второй момент — организация оказания медицинской помощи по профилю “гериатрия”. Где начинается гериатрическая помощь? В кабинете фельдшера, участкового терапевта — именно там наш пациент получает опросник “Возраст не помеха”, и в зависимости от того, какую информацию видит там врач, он уже начинает маршрутизацию этого пациента, — утверждает он. — Более того, этот опросник запускает и социальную составляющую: при необходимости информация направляется в органы социальной защиты — есть 18 пилотных регионов, в которых в том или ином варианте уже есть способы передачи такой информации».
Александр Розанов также подчеркнул, что Минздрав России и Минсоцзащиты России должны работать комплексно при решении проблем данной категории граждан. Сейчас формируется единое цифровое пространство и необходим мостик, который позволит оказать пациенту нужную медико-социальную помощь, считает он.
Председатель регионального отделения Союза пенсионеров России по Владимирской области Сергей Полуэктов напомнил, что, в соответствии с паспортом национального проекта «Демография», к 2025 году 60 процентов населения должны поддерживать здоровый образ жизни, поэтому особое внимание надо уделять профилактической работе со старшим поколением.
«Вопросы профилактики возрастных заболеваний должны быть включены в общую тематику геронтологических центров и быть первичными в задачах и планах их деятельности. Это же позволит привлечь к такой деятельности общественников, волонтеров. Общеизвестно, что усилия по профилактике в перспективе экономят расходы на медицину», — подчеркнул он.
Александр Розанов согласился, что проект «Демография» направлен не только на рождение новых людей, но и на продление жизни, и предложил, чтобы Общественная палата РФ рекомендовала каждому региону разработать свою программу «Активное долголетие».
«Эта работа и так в каждом регионе проводится, но не везде централизованно, мы, например, реализуем ее через центры социального обслуживания: запустили восемь программ то рисованию, пению, танцам, физической активности и т. д. — каждый регион может выбрать свое, исходя из своих ресурсов. Это не такая сверхсложная модель, и средства на нее все равно расходуются. Надо сделать эту работу более цивилизованной. Что-то может взять на себя НКО — было бы неплохо привлечь их к этой работе, а социальным организациям поделиться средствами, которые на это выделяются государством», — призывает он.
Среди других предложений экспертов — запустить по регионам пропагандистский профилактический поезд «Маршрут активного долголетия», причем направить его в те регионы, где можно опереться на имеющийся инструментарий, административную поддержку и общественных активистов. Кроме того, эксперты предложили создать через Союз пенсионеров России создать базу региональных практик поддержки людей старшего поколения, которая поможет такой опыт тиражировать; а также активнее работать со спортивными учреждениями, чтобы пенсионеры в дневное время, свободное от остальных занятий, могли заниматься йогой, суставной гимнастикой и т.д.