Фото:jazzaid.ruПроект JazzAid («Джазовая помощь») — это идея о всеобъемлющей взаимопомощи, об объединении людей в одно большое сообщество, о чувстве сплоченности и взаимоподдержки. Авторы проекта уверяют: джаз может помочь каждому и каждый, в свою очередь, может помочь джазу.
О том, как именно джаз помогает людям и сподвигает общество на свершение добрых и полезных дел, рассказывают один из организаторов проекта Дмитрий Мосейкин и идейный вдохновитель JazzAid Яна Охотенко.
«Джаз — это язык, который объединяет разные социальные группы. Мы хотим объединить всех людей, которые в той или иной степени увлекается джазом, и создать маленькую модель общества, где все друг другу помогают, говорят на одном джазовом языке и таким образом продвигают какие-то прогрессивные, полезные, гуманные, очень человечные ценности и помогают решать те вопросы, которые никто другой раньше решать не мог, не пытался или боялся. Потому что джаз — это про то, чтобы не бояться», — уверен Дмитрий.
Яна сама пишет музыку, выступает на концертах, преподает танцы и занимается популяризацией джаза и налаживает социальные связи — собирает вокруг себя людей, чтобы делать важные общественно полезные дела, связанные с творчеством. По ее словам, самый удобный способ — это собирать людей через какие-то активности.
«У нас есть такая прекрасная активность, как бесплатные открытые уроки танцев (танец линди-хоп — визуализация джаза), через которые за полтора года прошло более двух тысяч человек. Это работает лучше всего. С этих уроков люди приходят к нам заниматься, и так у нас появляются заинтересованные дизайнеры, фотографы, волонтеры — наши помощники, с которыми мы продолжаем работать, вовлекать их в разную деятельность», — рассказала она.
Один из примеров такой деятельности — это большой фестиваль «Московское джазовое лето», который получил поддержку Фонда президентских грантов. Основная площадка фестиваля в прошлом году располагалась в Парке Горького, дополнительная площадка — в Новых Черемушках.
«Это были концерты с бесплатным входом — для всех, кто просто проходил мимо. Люди могли посмотреть, послушать, познакомиться с джазовой культурой. Мне согрело душу то, что это было интересно всем. К нам приходили и люди с ограниченными возможностями — там было несколько людей в колясках, я видела, как они сидели и радовались, глядя на все это», — поделилась Яна.
Она уверяет, что джаз — это легко: «Я люблю ломать стереотип о том, что джаз — это ужасно сложно. Кто-то думает: “Как же я пойду танцевать, я же либо слишком стар, либо не ритмичен, либо еще что-то”. Это тоже все ерунда. Ты никогда не стар, ты superstar».
Дмитрий видит основную идею «Джазовой помощи» в том, чтобы объединить всех музыкантов, танцоров, художников и всех тех, кому не чужд джаз, кому близка джазовая философия, в большую социальную сеть, в сеть взаимопомощи.
«Перед многими музыкантами, танцорами и творческими людьми сейчас стоит огромный вызов — как зарабатывать деньги своим творчеством. Если объединиться, это делать проще: например, музыканты могут не просто играть музыку, но делать это вместе с танцорами, создавая большие ивенты, вечеринки. Это могут быть и какие-то благотворительные концерты — в том смысле что это мероприятия, которые привлекают людей, включают их, как лампочки, в какое-то полезное дело. Чтобы это работало в современном обществе, нужны и люди, которые умеют рисовать: и дизайнеры, и художники, а также фотографы, — и люди, которые занимаются другой творческой или технической работой.
Объединившись, они могут собирать маленькие команды и находить себе финансирование, организовывать фестивали и самые разные мероприятия, обмениваться трудовыми ресурсами», — поясняет Дмитрий.
Он напоминает, что джазовая музыка возникла в среде самых угнетенных людей: как явление джаз появился в 1910-х годах в США, а его истоки следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света: «Поэтому это были самые честные, самые вдохновенные вещи, которые отзываются в человеке на каком-то биологическом, психофизиологическом уровне».
«Самое удивительное, что музыка вдохновляла людей на то, чтобы пережить сложные условия своей жизни и вдохновиться на какие-то большие поступки, на которые они бы никогда не решились. Может быть отчасти поэтому музыку использовали и не в самых позитивных целях — на войне, когда маршами, барабанами и трубами людей поднимали на смертельную атаку. Они знали, что они погибнут, но музыка что-то делала с ними, и они шли вперед, на этот бой. Точно так же музыка сподвигает нас на какие-то добрые дела, например на то, чтобы мы сортировали мусор, помогали сохранять дикую природу или что-то еще», — рассказывает он.
Так, музыку, джаз-банды и брасс-бенды использовали в свое время разные благотворительные организации (например, международная благотворительная организация «Армия спасения») для того, чтобы привлечь больше аудитории и вдохновлять людей на добрые дела.
«Джазовое волшебство возникает, когда эффект, общий результат от сложения разных исполнителей, танцоров и участников проекта сильно превышает сумму их отдельно взятых потенциалов. Через это происходит развитие и включение общества в самые разные полезные дела», — рассказывает Дмитрий Мосейкин.
Яна шутит, что хочет этим всем заниматься, «чтобы помогать котикам».
«С развитием этого проекта я поняла, что музыка и танцы — это не академическое искусство, а они явились к нам прямиком из дикой природы. И мне хочется, чтобы это шло параллельно: чтобы люди, которые через творчество приходят к нам, понимали, что музыкой, творчеством и джазом можно менять свое мировоззрение и мировоззрение окружающих людей в хорошую сторону. Музыка должна побуждать людей сортировать мусор и сохранять дикую природу — это моя любимая фраза, которую уже сказал Дима. Сначала я думала, что это две разные области, но теперь поняла, что они параллельны. И мне хочется их свести, чтобы люди переходили через музыку и танцы в какие-то общественно полезные проекты, связанные с защитой окружающей среды», — сказала она.