RSS Eng

24 января, 2020

RSS

Печать

Наталья Починок: «Необходимо внедрять образовательные сертификаты для людей с инвалидностью»

В ОП РФ назвали условия для профессионализации молодых людей с ментальными нарушениями

Наталья Починок: «Необходимо внедрять образовательные сертификаты для людей с инвалидностью»

В Общественной палате РФ 23 января прошел круглый стол «Профессиональное обучение молодых людей с психическими нарушениями».

Прежде чем реформировать систему интернатных социальных учреждений, расселять людей в квартиры сопровождаемого проживания, надо придумать, что они будут делать, чем заниматься, подчеркивает председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики», член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Анна Битова
 
«Когда мы стали разматывать эту историю, то увидели, что все не так, как хочется, еще на этапе профориентации. Мы еще в школе должны что-то делать, чтобы эти люди вышли готовыми к тем рабочим местам, которые имеют спрос», — убеждена она.
 
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок отметила актуальность тематики профобучения молодых людей с психическими нарушениями.
 
«Сегодня хотелось бы не только обсудить, но и предложить решение, которое мы представим в качестве рекомендаций и в правительство, и в органы законодательной власти. В настоящее время обсуждается законопроект Минпросвещения России, который дополняет Закон об образовании как раз в части повышения внимания к образовательной траектории ребят с инвалидностью. Поэтому наше мероприятие очень своевременно», — подчеркнула она.
 
Опытом обучения молодых людей с психическими нарушениями поделился руководитель психологической службы технологического колледжа № 21 (Москва) Галина Головина. По ее мнению, сложности в профобучении данной категории граждан связаны с тем, что на законодательном уровне не предусмотрено понятие «сопровождение в процессе трудовой деятельности»; есть сложности с индивидуальной программой реабилитации/абилитации, в которой не всегда указано, что человек нуждается в трудовом обучении, профориентации, — это значит, что для него не предусмотрено соответствующее финансирование и он не нуждается в специально созданных условиях. 
 
Наталья Починок напомнила, что в сфере высшего профессионального образования для ребят с инвалидностью и детей-сирот установлена система квот на уровне 10 процентов бюджетных мест. Но из 43 тысяч выделяемых квот занято около семи тысяч, что связано, во-первых, с развитием технических направлений подготовки, на которых не всегда могут обучаться люди с ограниченными возможностями здоровья, а во-вторых, со сложностями в дальнейшем трудоустройстве таких людей. Общественница считает, что выходом могут стать образовательные сертификаты для людей с инвалидностью, в том числе с ментальными нарушениями.
 
«Мы предлагаем привязать индивидуальный образовательный сертификат к каждому человеку, ребенку с инвалидностью на получение среднего или высшего профессионального образования. Создать условия, чтобы человек учился не там, где есть бюджетное место, а там, где есть аккредитованные образовательные программы, созданы соответствующие условия, чтобы эти аккредитованные направления были привлекательны. Этот механизм не повлечет бюджетных затрат: свободные квоты есть и сейчас, но они уходят на здоровых детей и участвуют в обычных конкурсах, а дети, для которых они и создавались, не получают образования», — настаивает она. 
 
Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Андрей Царев отметил, что очень важно формировать мотивацию, интерес к активной, в том числе трудовой жизни у людей с ментальными нарушениями. Эта сквозная работа должна проходить от момента выявления, становления инвалидности до конца жизни такого человека, говорит он, а существующие образовательные программы должны содержать компоненты, методики, которые позволили бы формировать эту активность. 
 
«Профили трудовой подготовки могут быть разными и должны выбираться школой с учетом местных особенностей и возможной потенциальной занятости человека с ментальными нарушениями. Нужна возможность прохождения практики в той трудовой области, где, возможно, человек будет работать, — не теоретической подготовки, а именно практической — это особенно важно для людей с ментальными нарушениями. Выбирать профессию, учитывая особенности интеллекта, через практическую деятельность, пробуя себя в разных профессиях», — резюмирует он. 
 
Подытоживая итоги работы Мультицентра социальной и трудовой интеграции Ленинградской области, директор учреждения Ирина Дрозденко приходит к выводу, что для достижения соответствия возможностей обучающихся данной категории людей и законодательно приемлемых видов деятельности необходимы такие условия, как ориентация на регионального работодателя с учетом актуальных профессий; организация межведомственного взаимодействия в части трудоустройства и последующего сопровождения людей с ментальной инвалидностью; применение модульного подхода для расширения ассортимента предлагаемых профессий; проведение профориентации в школе с учетом актуальных профессий, доступных для данного контингента.
 
Начальник отдела развития дополнительного профессионального образования и профессионального обучения департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ Алексей Троцак обратил внимание, что в действующей системе образования созданы все условия для профподготовки людей с ментальными нарушениями, все ограничения связаны с трудовым законодательством и медицинскими условиями: есть ограничения в трудоустройстве до 18 лет, есть перечень вредных работ с опасными условиями труда и т.д. 
 
«Эти ограничения есть, но они не зря существуют, так как иногда требуется определенная квалификация и определенный ценз по навыкам, которыми обладает такой человек. Я считаю, что говорить надо, как в регионах создаются условия для реализации программ профобучения. Необходимо на уровне субъектов устанавливать нормативные затраты на реализацию программ организации профобучения. Второй механизм — получение госзадания на организацию профобучения и создание специальных условий, учитывающих психофизиологическое развитие таких людей», — предлагает он.
 
Эксперты отметили, что для преодоления барьеров в области профессиональной подготовки людей с ментальными нарушениями, необходимо разрабатывать особые образовательные программы, расширять рекомендуемый список направлений подготовки, который сегодня весьма ограничен, внедрять систему базовой профдиагностики, мотивировать регионы к профессиональному обучению людей с психическими нарушениями. Кроме того, участники круглого стола обсудили перспективы трудоустройства людей с психическими расстройствами на свободном рынке труда и при сопровождаемом трудоустройстве. 

Теги: Андрей Царёв, Наталья Починок

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться