15 января, 2020
RSSПечать
Владимир Хотиненко о детском кино: «Не стоит громыхать словами “патриотическое”, “давайте воспитывать”»
В ОП РФ предложили провести расширенный форум по проблемам развития детского кинематографа

В Общественной палате РФ 14 января состоялось заседание рабочей группы по формированию стратегии развития детско-юношеского кино в России при Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия.
Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис предложил в ближайшее время провести расширенный форум по результатам деятельности рабочей группы, чтобы показать наработки общественности, представителей творческих объединений в сфере развития отечественного детско-юношеского кино, обсудить вопросы его финансирования.

«Такие шаги есть, но, естественно, финансирования не хватает: чем больше работает художник, тем больше он хочет, тем большие задачи ставит. Это нормальное течение мысли: денег всегда не хватает. Если говорить о детском кино, то без государственного финансирования просто невозможно обойтись», — убежден Соколов.

«Во-первых, нужно пропагандировать, во-вторых, сохранять традиции, в-третьих, силами творческой молодежи создавать новую форму детского кинематографа, искать новые истории, новых героев. Жизнь диктует, что нам нужно что-то современное, и должны проявиться новые мастера в этой области», — считает он.
Проблему подготовки кадров в сфере детской кинематографии затронул первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия режиссер Владимир Хотиненко. По его мнению, далеко не каждый режиссер способен снять детский фильм — это очень специфический вид деятельности, а работа с детьми — это, в принципе, отдельная профессия. Владимир Хотиненко поддержал идею целевого набора во ВГИК для подготовки специалистов в сфере детского кино.
«Для того чтобы снялся детский фильм, нужен сценарий, деньги и, что немаловажно, режиссер», — подчеркнул он.

«Мы строим стадионы, огромные арены, давайте построим недорогие, небольшие детские кинотеатры по всей стране. Если государство пойдет на встречу, можно сделать типовой проект с расширенными помещениями — сюда могут входить анимационный зал, зал для художественного кино, зал для творческих встреч и мастер-классов. Это будет большой шаг», — говорит Лариса Преториус.
Сегодня в целом отсутствует системное развитие и поддержка этой сферы деятельности, констатировал Денис Кирис, который убежден, что без государственного финансирования дело не сдвинется с мертвой точки.
«Конечным результатом нашей работы должно стать постановление Правительства РФ о выделении субсидий на поддержку той творческой лаборатории, которая будет целенаправленно заниматься съемкой фильмов для детей, подготовкой кадров, конкурсом сценариев и т. д.», — говорит общественник.
Среди предложений экспертов — создание профильного общественного совета из представителей профессиональных организаций, сообществ, общественников, хорошо известных и зарекомендовавших себя в сфере воспитания и творческого процесса. Кроме того, эксперты считают, что необходим прозрачный контроль над деятельностью в сфере кинопроизводства при гарантии соблюдения авторских и этических прав.

«Власть должна поддерживать и хорошие сценарии, и хорошие фильмы; пора сделать отдельный детский канал или выделить определенное время — не рано утром в семь часов, как это сейчас происходит, — для показа детских мультфильмов. Я услышала сегодня, что в этой сфере многое делается, но, к сожалению, не доходит до потребителя. С родительской общественностью надо проговаривать такие вопросы, чтобы и мы их поднимали, форум надо готовить совместно», — предлагает она.
Председатель профсоюза правоохранительных органов России Алексей Лобарев выразил озабоченность тем, что в современном кино часто показывают жестокость, методику преступления, безнаказанность, уход от наказания за преступление, которые дети берут на вооружение: «Раньше над Мальчишом-Плохишом смеялись, а сегодня он на коне».
Актер театра и кино, продюсер Нил Кропалов напомнил, что 95 процентов молодежной аудитории сидит в социальных сетях, поэтому, настаивает он, интернет нужно ставить в один уровень с кинотеатрами и телеканалами и думать о том, как развивать мобильные платформы и наполнять их качественным контентом.
Подводя итоги мероприятия, Владимир Хотиненко подчеркнул, что для преодоления проблем развития детско-юношеского кино в России прежде всего необходимо сосредоточиться на конкретных явлениях, которые бы способствовали созданию фильма, все остальное — побочные явления.
«Надо говорить о процессе, о пробуждении интереса, о возвращении интереса к нашей отечественной культуре, особо не громыхая словами “патриотическое”, “давайте воспитывать” — как только они их слышат, интерес мгновенно пропадает. Фильм “Леон” глубоко безнравственен по многим прозвучавшим здесь критериям, но мы ничего с ним не сделаем! И ведь нельзя сказать, что он оказал дурное влияние. Он просто показал непростую судьбу девочки — и таких примеров не счесть, порой бывают ключики непростые. А главное — атмосфера наибольшего благоприятствования, финансирование и количество фильмов, это конкретные вещи, которые позволят стимулировать детское кино», — резюмирует Владимир Хотиненко.